16.05.2024
descriptors

Эта статья создана для того, чтобы обобщить все сведения теоретического характера и представить их в виде научного текста, открытого для обсуждений и постоянно дополняемого новой информацией.

Фрактальная Теория

Насколько упорядочена наша жизнь? Предопределены ли в ней те или иные события? Что предсказуемо на многие годы вперед, а что не подлежит надежному прогнозированию даже на небольшие интервалы времени? Например, нам известно движение планет на миллионы лет вперед. При этом невозможно предсказать, какой стороной выпадет подброшенная монета.

Динамические системы принято условно разделять на два типа. У первых траектории движения устойчивы и не могут быть значительно изменены малыми возмущениями. Такие системы предсказуемы — именно потому мы знаем, что Солнце взойдет завтра, через год и через сто лет. К другому типу относят динамические системы, поведение которых неустойчиво. Любые малые возмущения быстро приводят к кардинальному изменению траектории.

Как отметил Пуанкаре в своей работе «Наука и метод» (1908): «В неустойчивых системах совершенно ничтожная причина, ускользающая от нас по своей малости, вызывает значительное действие, которое мы не можем предусмотреть. (…) Предсказание становится невозможным, мы имеем перед собой явление случайное». Таким образом, прогнозирование на длительные времена теряет всякий смысл». Так ли это на самом деле? Можно ли прогнозировать неустойчивые динамические системы? Отвечая на этот вопрос, следует разобраться, в чем заключается принципиальное различие устойчивых и неустойчивых систем.

В формулировке Пуанкаре уже содержится ответ: причина, вызывающая значительное воздействие «ничтожно мала». Чем больше и глобальнее система, чем медленней ее динамика, тем больше она кажется стабильной и предсказуемой, и наоборот. В конечном итоге, и броуновское движение, и вращение планет Солнечной системы одинаково предсказуемы, различие лишь в положении точки наблюдателя, поэтому само деление систем на два типа относительно.

Изложенная выше точка зрения основана на знании о том, что Вселенная представляет собой бесконечно вложенный фрактал. Фрактальная теория не входит в стандартные академические области науки, хотя основывается исключительно на индуктивных логических выводах о строении наблюдаемой Вселенной.

Метафизическая школа, изучающая данную теорию, сосредотачивается на фундаментальных организационных принципах Вселенной и подчёркивает иерархическую организацию природы, от наименьших наблюдаемых элементарных частиц — до наибольших видимых — скоплений галактик. На первый план выдвигается тот факт, что глобальная иерархия природы является дискретной; особо выделяются атомный, звездный и галактический уровни.

Принцип фрактальной парадигмы заключается в том, что космологические уровни являются строго самоподобными, т.е. для каждого класса объектов или явлений в данном масштабном уровне существует аналогичный класс объектов или явлений в любом другом космологическом уровне. Самоподобные аналоги объектов и явлений из разных уровней имеют совпадающую морфологию, кинематику и динамику.

Таким образом, прогнозирование систем, субъективно воспринимаемых хаотичными, вполне возможно, и на помощь в этом приходит Закон подобий, впервые упоминаемый в древнем документе «Изумрудная скрижаль», по легенде оставленном Гермесом Трисмергистом: «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи».

Разница в динамике атомного и звездного уровней велика и в точке их взаимодействия материя обретает свойства самоорганизованности. Субъективно, кажется, что они независимы друг от друга. Именно поэтому мы различаем атомный и звездный уровни между собой. Тем не менее, они являются единым целым, как и все вышестоящие и нижестоящие в бесконечность уровни вселенского фрактала.

Человек, как наблюдатель, находится на атомном уровне. Подбрасывание монетки для него субъективно выглядит как хаотическая, непредсказуемая система субатомного уровня, не поддающаяся прогнозированию на длительный период. На звездном уровне совершенно иная динамика и поэтому движение звезд и планет предсказуемо на очень длительный период (по отношению к наблюдателю).

Теоретически, на любом из космологических уровней возможно точное предсказание как через причинно-следственную связь, порождающую явление, так и фрактальное самоподобие. Проще говоря — шансы на выпадение монетки можно узнать по звездам.

Для решения подобных «предсказательных» задач существует множество прорицательных систем, которые можно разделить на две группы: действующие на атомном уровне и на звездном. Например, гадание на картах Таро, Тибетское прорицание МО, скандинавские руны – все это порицательные практики, основанные на поиске закономерностей внутри атомного уровня, а индейский календарь Майя и китайский календарь Ба-Цзы – это практики, основанные на прогнозировании атомного уровня за счет закономерностей звездного.

В основе любой системы предсказания лежит способ исчисления времени. Он может быть простым (линейным), как в григорианском календаре, может быть фрактально-бесконечным как в календаре Ба Цзы — китайской практике описания судьбы человека по 8 иероглифам, записанным в соответствии с датой и временем рождения.

В работе «Два новых мира: Инфрамир и супрамир» в 1907 году ирландским учёным Фурнье Д’Альба (англ. Edmund Edward Fournier D’Albe) было сделано предположение, что иерархическая лестница простирается также в сторону уменьшения, внутрь материи. Соотношение размеров атома и звезды у Фурнье Д’Альба выражается знаменателем прогрессии 1022 (число Авогадро). Это соотношение пространственных размеров он распространил также и на время. По его мнению, одна секунда в нашем мире равна сотням триллионов лет в инфрамире, а сотня триллионов земных лет будет одной секундой в супрамире.

Масштабность вселенского фрактала поражает и позволяет многим исследователям признавать бессмысленность попыток точного прогнозирования на субатомном уровне. Пользуясь индуктивным методом, потребуется такое количество математических расчетов, что ни о каком практическом осуществлении не может быть речи. В случае с вычислением закономерностей через самоподобие, расчеты потребуются куда менее сложные. Главной задачей является поиск начальной точки отсчета — фрактально симметричных структур на микро и макроуровнях (фрактальных соответствий).

История астрологии полна неудачными предсказаниями, и это позволяет утверждать, что астрологи безуспешно пытались найти связь между движением небесных тел и земной жизнью. Цель настоящего исследования – сломать этот стереотип и показать, что человек есть объект материального мира, а живая материя подчиняется тем же законам физики, что и неживая, и ее перемещения вполне предсказуемы без всякой мистики.

Вселенная не имеет начала и конца, а жизнь Человека ограничена временными рамками. Время порождения на Земле – это момент, с которого начинается участие в этом бесконечном движении. Сочетание влияний на всех космогонических уровнях в этот единый и неповторимый миг бытия тождественно структуре личности Человека, вот как связаны небесные тела и земная жизнь.

Мантическая система

Пространство и время имеют единую динамическую природу. Счет будет осуществляться в единицах звездного уровня. Солнце — наше светило и все мы его порождение. Земля вращается вокруг Солнца по эллипсовидной орбите, к тому же имеет наклон своей оси, поэтому действие Солнца выражается на Земле сменой времен года, а центробежное вращение Земли вокруг своей оси выражается сменой дня и ночи. Таким образом,

самой малой осязаемой единицей звездного уровня будет
один Земной день, т.е. оборот планеты вокруг своей оси.

Логично будет предположить, что следующей по прогрессии единицей вычислений будет один Земной год — оборот планеты вокруг Солнца. Однако, это не так, потому что в году содержится дробное число дней: 365 суток и 6 часов. В результате этого постулировать свойства дней невозможно: мы оперируем только целыми числами. Натуральное число «свойств дня» и «свойств года» содержится в високосном цикле. Вот и фрактальное соответствие: четыре года високосного цикла – четыре свойства в одном.

Мантическая сетка Эмпедокла

На атомном уровне существует великое множество аналогичных структур. Древнегреческому ученому Эмпедоклу приписывают создание мантической сетки из четырех стихий: Земля, Вода, Огонь, Воздух.

Позже Аристотель усовершенствовал ее тем, что нашел взаимосвязи между стихиями. Разложив их как соединение двух свойств, тем самым он развил концепцию взаимодействия элементов между собой, подобную циклам порождения и разрушения теории о пяти элементах китайского учения У-Син. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения свойств материи, но этот подход не получил дальнейшего развития. Аристотель также учил, что эти 4 элемента располагаются вокруг Земли в определённом порядке, по мере уменьшения их тяжести: Земля, Вода, Воздух и Огонь, а затем идут и другие небесные сферы.

В принципе, это соответствует так называемым оболочкам Земли, изучаемым современной наукой: литосфере, гидросфере, атмосфере и магнитосфере. Соответствует это также и представлениям науки о четырех агрегатных состояниях вещества. Помимо этого, предполагалось существование пятого элемента — эфира или начала движения, который приводит стихии во взаимодействие между собой, что и создает биосферу, область жизни.

Упоминание о плотности материи, составляющей оболочки Земли, имеет принципиальное значение. Из множества фрактальных соответствий, некоторые применимы всех уровнях, а некоторые – свойственны определенному уровню. Например, четыре вещества – водород, кислород, азот и углерод присутствуют во всей биосфере, а вот такие свойства как тип мышления, склад ума, темперамент – категории, которые следует отнести к воздействию магнитосферы – наименее плотной и наиболее подвижной части оболочки планеты.

Магнитное поле Земли генерируется внутренними источниками. Без электромагнитной среды белково-нуклеиновая жизнь невозможна. Даже незначительное изменение поля негативно сказывается на психофизическом состоянии человека, обладающего сложным электромагнитным строением. Кровеносная система является магнитной антенной. Ответственным за это свойство является железо, имеющее определенную молекулярную структуру. Эта «антенна» ведет обмен информацией между человеком, планетой и космосом.

Мантическая сетка, созданная Эмпедоклом, Платоном и Аристотелем, позволяет применить ее к астрологическим событиям и производить достаточно точные вычисления влияния звезд на разум и поведение человека. Для астрологического прогнозирования необходимо постулировать собственные понятия и наделить их символическим значением, соответствующим космогонической теории — идее, лежащей в основе способа прогнозирования. Астрологическое прогнозирование отличается от гадания тем, что в процессе вычислений используются только измеримые данные, которые расшифровываются с помощью математических алгоритмов, исключающих когнитивные искажения при толковании результатов и манипуляцию данными.

В современной науке мантическая система определяется как набор готовых ответов и их комбинации, которые выпадают случайным образом в соответствии с теорией вероятности. В качестве специально постулированных понятий (готовых ответов) выступят Астротипы – психические особенности личности, обусловленные влиянием Солнца. Случайное выпадение комбинаций ответов исключено благодаря привязке к астрологическим событиям.

Созданию типологии предшествовала работа по сбору статистических данных. Выбирались известные люди (писатели, актеры, политики, ученые), высказывания которых сортировались по принадлежности сначала к году рождения, а после и времени года (сезону). Во избежание формального распределения свойств, они были собраны в таблицу и распределены по принципу исчерпывающей классификации. В результате было выявлено 4 Астротипа, обнаружены тенденции, не только доказывающие верность теории, но и ориентирующие систему координат:

Astrotypes

Как понимать эти знаки? Есть ли какой-нибудь способ для быстрого и максимально понятного толкования? На этот вопрос можно ответить идеями Френсиса Бэкона о путях, с помощью которых проходит познавательная деятельность. Он определил три направления: «Путь муравья» — получение знания исключительно из опыта, «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», «Путь пчелы» — аналитическое сравнение всей совокупности фактов. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Из всего сказанного, очевидно, что Бэкон не искал способ постулировать все возможные пути познания, а искал лучший из тех, который он смог сформулировать. А сформулировал он далеко не все, потому что в его системе «ценностей» отсутствует эстетический аспект и для абсолютной точности следует добавить еще один «путь»: «Путь бабочки» — понять, простить и полюбить. Изменить Вселенную гораздо сложнее, чем изменить себя, поэтому знак Эстета – прежде всего знак обретения духовного опыта через перерождение, а также стремление к красоте и гармонии.

Приняв за основу символы, предложенные Ф. Бэконом, следует уточнить термин «путь», подходящий только для Эмпирика. Семантика этой части определения имеет широкие смысловые связи с топологией жизненного пространства, представляя в универсальном виде мифологему движения: индекс ориентации, маркировку выбора, модель поведения и ритуальную практику. В соответствии с этим, формулировки будут следующие: «Путь Муравья», «Дорога Паука», «Взлет Пчелы» и «Порхание Бабочки».

Путь шире дороги. Муравей не думает о маршрутизации: натаптывая ходы во все стороны, он оставляет за собой след, по которому ориентируются другие, выбирая наиболее короткую тропу. Паук поступает иначе: он выбирает цель и идет к ней своей дорогой. В паутину можно поймать даже слона, если долго ее плести. Аналогичная ситуация как с «ползающими», так и «летающими» образами: перед действием Пчела взлетает для оценки всей совокупности фактов и их аналитического сравнения с целью свершения наиболее приемлемого выбора. Бабочка – напротив, не стремится ни к какой аналитике, безмятежно перепархивая с цветка на цветок.

Дифференцируя личность по критерию «направление познания», логично предположить, что плюсы и минусы метода также будут соответствующие. Проще говоря, каждому Астротипу соответствуют свои таланты и недостатки.

Эмпирик познает от общего к частному, собирает факты, благодаря неоспоримости которых он абсолютно уверен в своих действиях, хотя у него нет даже претензий на теорию. Его метод познания самый надежный и уж если и  допускает ошибки, то второго рода, когда принята неверная нулевая гипотеза. Недостатки: практика носит внеплановый, хаотический характер.  Типичные характеристики сознания — фрагментарность представлений и противоречивость. Склонность к ошибкам в виде логических противоречий и неправильного построения выводов.

Эстет стремится к красоте, которая является наивысшей формой гармонии. Это действие не имеет прямой материальной выгоды. Чувственное восприятие подготавливает путь для логического мышления. Вселенную изменить невозможно, но можно изменить себя: Понять, Простить и Полюбить. Переродиться и таким образом оказаться в другом срезе реальности – таков метод познания Эстета. Недостатки: Из-за недостаточного жизненного опыта или слишком абстрактного отношения к действительности, склонны к ошибкам житейского, практического характера — неспособности к завершению дел и  систематическому преследованию цели. Логическая сфера недоразвита, эмпирические факты мало интересуют, прагматизма в поведении не хватает.

Логик последователен. Все логичное, поддающееся объяснению, он принимает как Истину, а все нелогичное отметает как ненужное. Он собирает полную картину, чтобы в последовательном и нигде не прерывающемся движении охватить ее понятной и упорядоченной энумерацией, сплести как паутину. Недостатки: больше доверяет логике, чем чувствам, поэтому многие факты ускользают от его восприятия, допускается много неточностей, мешающих систематически реализовывать на практике свои идеи.

Интуит обладает мышлением, опирающимся на подсознание. Понимание смысла событий и вещей посредством инсайта, озарения, проницательности, одномоментного бессознательного вывода. Характеризуется результативностью, быстротой реакции и отсутствием сомнений. Особый тип мыслительной деятельности, в рамках которой происходит системное усвоение задач с целью создания нового, единого и наиболее эффективного подхода к любому познаваемому материалу. Недостатки: не может построить полноценную понятийную связь, так как интуиция включается автоматически в привычных ситуациях, свернута во времени, нет разделения на этапы.

Описанные выше знаки являются очень емкими понятиями, объем которых настолько велик, что им невозможно дать краткое и исчерпывающее определение. Именно поэтому Астротипы имеют дополнительные, поясняющие имена. Часто можно встретить, что Логика называют Рационалистом, а Интуита – Практиком. При этом Эмпирика и Эстета не принято называть иначе. Возможно, это связано с тем, что «иррационально» мыслящие Астротипы недостаточно осознают не только себя, но и себе подобных.

Не стоит недооценивать субъективность восприятия. Привязка к идее предполагает наличие догматов, препятствующих живому мировосприятию. Следует помнить о том, что в реальности никакого деления на знаки нет, и не будет, оно условно и существует только в голове.

Исходя из того, что високосный цикл, смена сезонов года, времени суток кратны четырем, а также применив знание о том, что набор качеств личности детерминирован моментом рождения, можно создать автоматическую систему, с алгебраической точностью определяющую по дате рождения особенности личности. Далее речь пойдет о глобальной симметрии астрологических влияний и структуры личности человека, после чего можно будет приступить непосредственно к расчетам.

Структура Личности

Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг считает, что разум человека имеет свою историю, как и тело. У младенца есть мозг определенной структуры, сформировавшийся в течение миллионов лет. Следы архаического разума сокрыты внутри структур мозга. Поэтому на уровне коллективного бессознательного личности отдельных людей также похожи по содержанию, как и их тела, если рассматривать их с анатомической точки зрения.

Он предлагает представить психику человека в виде земного шара, выделяя при этом три слоя. На поверхности сферы располагается Сознание человека. Внутри находится обширный пласт забытых или подавленных воспоминаний, чувств, моделей поведения – личное бессознательное начало. Ядром психики является коллективное бессознательное начало. Оно наполнено древними образами, и реакциями поведения, которые многократно повторялись в истории.

При этом возникают вопросы. Почему Юнг не делает различий между коллективным и личным Сознанием? Почему внутри сферы находится более обширный пласт, чем на поверхности? Может, расположение слоев логичнее представить в обратном порядке?

Рассмотрим структуру личности на основе имеющихся данных. Представим ее в виде бесконечно самовложенного фрактала (сферы), слоями которой являются чередующие между собой пласты сознательного и бессознательного. Их взаимодействие формирует индивидуальный и коллективный психотипы личности. Развивая фрактал в сторону бесконечно больших величин, можно обнаружить исторический и эпохальный уровни, а в сторону бесконечно малых величин, на уровне часов, минут и секунд – другие, более глубокие (архаические) структуры личности.

Структура личности Человека полностью совпадает с иерархией космогонических уровней и соответствует астрологическим циклам. Различать между собой множество микроуровней мы не будем, определив их как единичность существа, события, явления, «точку сингулярности», в которой функция стремится к бесконечности, переходящую в лавинообразный рост, для расчета которой нет постоянных системных решений. Ей соответствуют уровни, вычисляемые минутами и секундами.

new-sphere

Индивидуальный уровень это уровень психической жизни человека, выражаемый субъективным переживанием событий внешнего мира и жизни самого индивида, выраженное взаимодействием Личного Сознания и Личного Бессознательного.

Личное (индивидуальное) Бессознательное представляет собой неосознанные содержания психики конкретного человека. Инстинктивные влечения, существуют независимо друг от друга. Они свободны от противоречий, пребывая вне времени. Им не свойственно отрицание или сомнение — Бессознательное управляемо поиском удовольствия и избеганием боли, оно аморально.

Желания с несовместимыми целями не умаляют и не аннулируют друг друга. Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель. Энергия бессознательных идей мобильней контроля Сознания: она не подвержена требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики. Любые перемещения обусловлены только вероятностью разрядки.

Зигмунд Фрейд считал источником инстинктивного заряда, дающим мотивационную силу поведению — бессознательное, насыщенное сексуальной энергией — либидо. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознании теснятся переживания и образы, которые без труда могут быть осознаны. Сознание не пассивно отражает бессознательное, а находится с ним в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения.

Индивидуальное бессознательное формируется четырьмя путями:

  • с полуночи до восхода – Эмпирик;
  • с восхода до полудня – Эстет;
  • с полудня до заката – Логик;
  • с заката до полуночи – Интуит.

Личное (индивидуальное) Сознание — это непрерывный поток ощущений, переживаемый от одного момента к другому, дающий знание о реальности. Помогает видеть возможности и угрозы. Как отмечает Юнг, сознание «способно нести в себе весьма малое содержание в каждый конкретный момент. Все прочее оказывается бессознательным. Мы получаем ощущение непрерывности, или общего понимания, или осведомленности об осознаваемом мире только через последовательность сознательных моментов».

Самосознание — это различение субъектом самого себя в отличие других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, действий. В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Другими словами, самосознание состоит из познания себя и эмоционального отношения к себе.

Личное (индивидуальное) Сознание определяется днем рождения.

Коллективный (общий) уровень проявляется только при общении с внешним миром. Описывая этот уровень психической жизни, Юнг ввел понятие «Персона», «Маска», так как хотел выделить, что он представляет собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Коллективный (общий) тип личности – это то, как нас видят со стороны, Маска которую мы носим.

Архетипы, или первичные модули — это носители коллективного наследия, каждый из которых ответственен за определенную модель поведения. То, как человек ведет себя в конкретных жизненных обстоятельствах, и то, как он видит окружающий мир, определяет его Архетип.

Согласно теории Юнга, духовные ценности устойчивы и универсальны, так как укоренены в архаических слоях души. Они обладают способностью притягивать к себе энергию и информацию и служат точками кристаллизации художественных, мифологических и сновидческих образов. Архетипов, согласно Юнгу, бесконечное множество. Особенно смыслоемкие, мощные архетипы определяют формирование харизматических личностей и целых народов. Некоторые из архетипов символизируются в социальных образах: власть, церковь, община.

Коллективное (общее, безличное) бессознательное – более обширный слой психики, чем личное бессознательное, состоящий из архетипов, который одинаков у всей социальной группы. Семейное, национальное, расовое и общечеловеческое, оно представляет собой совокупность статичных форм (эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами), которые являются врождёнными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несёт в себе возможность наполнения архетипов содержанием.

Коллективное (общее, безличное) бессознательное
определяется сезоном рождения.

Коллективное (общее, безличное) сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия. Духовное единство общества не является простой суммой индивидуальных сознаний, так как действует независимо в виде социальных факторов. Создает моральную и общественную среду, принуждающую людей действовать и мыслить, как принято в обществе.

Подведя итог всему сказанному, можно утверждать, что личность состоит из вложенных слоев, в которых чередуется Бессознательное и Сознательное. Если последовательно перечислять все возможные варианты психотипов, обнаружится, что и коллективный и индивидуальный уровни можно описать типологией на 16 типов личности.

 Бессозн.СознаниеПсихотип
ЭмпирикЭмпирикАбсолютный Эмпирик
ЭстетЭмпирикЧувствующий Эмпирик
ЛогикЭмпирикЛогический Эмпирик
ИнтуитЭмпирикИнтуитивный Эмпирик
ЭмпирикИнтуитЭмпирический Интуит
ЭстетИнтуитЧувствующий интуит
ЛогикИнтуитЛогический Интуит
ИнтуитИнтуитАбсолютный Интуит
ЭмпирикЛогикЭмпирический Логик
ЭстетЛогикЧувствующий Логик
ЛогикЛогикАбсолютный Логик
ИнтуитЛогикИнтуитивный Логик
ЭмпирикЭстетЭмпирический Эстет
ЭстетЭстетАбсолютный Эстет
ЛогикЭстетЛогический Эстет
ИнтуитЭстетИнтуитивный Эстет
16 психотипов

Логика бессознательного

Так как в предложенной системе Бессознательному началу уделяется много внимания, стоит отдельно рассмотреть вопрос о принципах действия бессознательного мышления. Матте-Бланко предложил собственную концепцию логики для объяснения феноменов бессознательного. Он обнаружил, что бессознательное мышление, опираясь на принцип равенства части и целого, функционирует как целое и прибегает к симметризации и инфинитизации. Благодаря рассмотрению этих процессов, появилась возможность более глубокого понимания связи чувствования и действия, а также таких процессов как интуитивное постижение и познание, связи эмоционального мышления и аффектов.

Проще говоря, логика Сознания и Бессознательного отличаются тем, что в их основе лежат разные принципы взаимоотношения между составляющими элементами. Тогда как Сознание основано на различении и ограниченности фокусом, бессознательное начало основано на симметрии и стремлении к бесконечности.

В связи с масштабностью затронутой темы, не станем вдаваться в подробности, ограничившись лишь объективными наблюдениями, а также не станем вводить никаких градаций, как, например, у Фрейда, который выделял уровень Предсознательного, в котором происходит взаимодействие словесного и образного восприятия. Матте-Бланко разделял сферу психической деятельности человека на пять стадий. В конечном итоге все эти деления условны и поэтому нас будет интересовать, прежде всего, тенденция, вектор.

Объективные наблюдения позволили выделить
основные принципы действия бессознательного начала:

  • Бессознательное начало пользуется не словами, а образами.
  • Бессознательное начало невозможно напрямую контролировать усилиями Сознания.
  • Бессознательные выводы – бессрочны. Если однажды был сделан вывод – не имеет значения, сколько прошло времени: поведение человека не поменяется и будет подчинено сделанному когда-то выводу.
  • Сделав вывод, Бессознательное начало в нём никогда не усомнится.
  • Бессознательное начало имеет особые фильтры, которые не дают усваиваться в должном виде в сознании части информации, несовместимой с сознательным представлением индивида о себе.
  • Бессознательное начало терпеть не может любых изменений и держится «зубами и когтями» за однажды установленный «порядок», даже если этот порядок отдаёт адом на земле.
  • Бессознательное аморально и его интересует только возможность разрядки.
  • Бессознательное всегда стремится поддерживать то равновесие, которое для него представляется приемлемым, даже если это «равновесие» алкоголика или социопата. Для бессознательного установившийся беспорядок — это порядок с уникальной логикой данного человека. Даже если реальные причины асоциального поведения Сознание объяснить не может, для Бессознательного начала – всё логично.
  • Прежде чем появится логичное объяснение чему бы то ни было, человека охватывает чувство или эмоциональное состояние (например, злость или гнев), зачастую принимаемые за истинные. Но, если разобраться в причинах негативного состояния, зачастую пропадает и негативная реакция на большинство раздражителей.
  • Бессознательное — по сути, привычка, которая «пролетает» мимо сознания. Не успели Вы подумать — а уже действуете в рамках того, к чему привыкли раньше. Чаще всего человек не понимает, что не его «разумность» руководит его действиями, а «разумное бессознательное» «двигает» рычагами, управляя его жизнью. Как следствие, часто человек использует Сознание, подгоняя факты под своё нелогичное поведение.
  • Подсознания двух людей очень быстро оценивают друг друга, не успел ещё человек и подумать. Оценив, подсознания «толкают» человека на определенные действия по отношению друг к другу. То же относится к любви » с первого взгляда».

Типология Майер-Бриггс

В 1940 году, на базе типологии Юнга, два американских психолога Изабель Бриггс Майерс и её мать Кэтрин Бриггс создали систему психологического тестирования Myers–Briggs Type Indicator (MBTI). Суть системы заключается в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности личности.

Типология использует 4 дескриптора, соответствующие четырем психологическим функциям (ощущения, чувства, мышление, интуиция), выделяемых для оценки личности. Descriptor (описывающий) — лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, служащая для описания основного смыслового содержания документа или формулировки запроса при поиске документа (информации) в информационно-поисковой системе.

Сочетание дескрипторов дает в сумме 16 типов, что соответствует идеям Юнга, изложенным в книге «Психологические типы». Система основана на анкетировании, данные могут искажаться пристрастностью опрашиваемых. Сам по себе типологический подход создает психометрические ограничения, предоставляя информацию об уже совмещенных в единую индивидуацию уровнях, что не позволяет работать отдельно с индивидуальным и коллективным психотипом. Такая система не подходит для клинических исследований, но дает качественную типологию без конфликта понятий. Рассмотрим каждый дескриптор подробнее.

Ориентация сознания
(интроверсия — экстраверсия)

Е (экстраверт) — ориентация на внешние объекты;
I (интроверт) — ориентация внутрь, на самого себя.

Интроверты (I-тип) не обязательно замкнутые и некоммуникабельные люди как это часто изображают «жёлтые» издания. Они могут быть общительными и компанейскими, но энергию черпают и лучше работают наедине с собой. Такие люди отдают предпочтение мысли, а не слову, поэтому перед тем, как что-то сказать, всегда думают.

В отличие от экстравертов (E-тип), у которых коммуникабельность граничит с болтливостью. Для них за счастье находиться и работать с другими людьми. Проблемы они решают не в одиночку за закрытыми дверьми, а путём обсуждения, что позволяет находить компромисс. Но и возникают такие ситуации чаще – природа человеческого общения, да ещё и в избытке, даёт о себе знать.

Ориентация в ситуации
(здравый смысл – интуиция)

S (сенсорика) — ориентация на факты и полученный опыт;
N (интуиция) — ориентация на предчувствия, общую информацию.

Перевод слова «sensing» как «здравый смысл» является не совсем точным. Люди, принадлежащие к S-типу, оценивая ситуацию, берут во внимание все детали, которые можно понять и ощутить благодаря «сенсорам» – зрению, нюху, прикосновению. Они опираются на внешние, уже известные данные и последовательны в своих решениях, которые тщательно обдумывают и взвешивают. Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас.

N-тип полагается на интуицию. Зачастую это люди с развитым воображением, для которых мир – это сосредоточение возможностей. Они небрежнее относятся к фактам, но способны видеть картину глобально, прогнозировать самые разные пути развития событий.

Основа принятия решений
(логос – пафос)

T (мышление, рациональность) — склонность действовать, опираясь на факты;
F (чувство, эмоциональность), решения принимаются эмоционально.

Принятие решений основывается на дихотомии эмоции и интеллект. Т-тип – это люди, для которых логика стоит на первом месте. Они следуют голосу разума и принимают решения, лишь тщательно всё обдумав. Представители данного типа хорошо анализируют информацию, а также справедливы и объективны.

F-тип – это тот человек, у которого вы не спишете задачу по физике, но к нему первому пойдёте, чтобы поделиться своей радостью или бедой. Это эмпаты, для которых природа человеческих чувств почти всегда важнее всего остального. Это люди с развитым эмоциональным интеллектом, и именно он, а не логичность, зачастую, руководит их поступками.

Способ подготовки решений
(рациональность – иррациональность)

J (суждение и рациональность) — планирование и упорядочивание;
P (восприятие и иррациональность) — ориентация по обстоятельствам, умение адаптироваться.

J-тип однозадачен, склонен к планированию и алгоритмизации. Для него важна в первую очередь стабильность, он старается исключить хаос и подойти к решению любой проблемы во всеоружии, предварительно всё продумав. Такие люди способны хорошо ставить цели, определять приоритеты и достигать результат.

Р-тип предпочитает решать задачи спонтанно, без длительной подготовки, импровизируя и отталкиваясь от обстоятельств. Те, кто относится к Р-типу, не способны к всеобъемлющему контролю и планированию, но могут воспринимать много информации и сразу по нескольким каналам. Они многозадачны, хорошо справляются с работой в сжатые сроки, не паникуют, когда что-то идёт не так. Таким людям перемены даются очень легко, ведь умение приспосабливаться – их сильная сторона.

Преимущества параметрического подхода

Просторы сети изобилуют красочными описаниями MBTI типов, детализированными до мельчайших подробностей, с множеством красочных иллюстраций. У всех этих описаний имеется существенный недостаток: система будет работать только в случае, когда применяется принцип исчерпывающей классификации, когда перечислены все возможные варианты и других не предусмотрено. Применение этого принципа гарантирует отсутствие наложения понятий, а также нужную дифференциацию, которая будет работать даже в случае, если избрана неверная точка отсчета.

При этом, все, что мы можем определить, используя дескрипторы MBTI — это знание о доминантах и функциональных парах. Если посмотреть на все эти описания с «параметрической» точки зрения, обнаружится, что в них много «отсебятины» от разных авторов, которые допускают применение выражений, не охваченных принципом исчерпывающей классификации, а также допускают неполноту описаний.

Например: вы читаете описание наподобие: «Данный тип людей очень тонко чувствует окружающих и всегда готов предложить свою помощь». Смысл понятен, осталось ответить на вопрос. Не вызывает ли сомнение тот факт, что в одном предложении совмещены сразу два качества (эмоция и действие), а значит, это есть функциональная пара и, даже если она слеплена из рога козла и ножки от табуретки, заявлены ли в классификации критерии «тонкости и грубости чувствования окружающих», а также «готовности предлагать свою помощь»? И это только один из возможных вопросов. 99 из 100 описаний не выдерживают даже поверхностной критики. Пытаясь классифицировать обширное болото MBTI описаний, обнаружилось, что единственно верным путем будет перечисление параметрических данных, поэтому от типологического подхода пришлось отказаться полностью. Платой за это стала меньшая поэтичность, литературность описания, а наградой – большая точность в определениях, позволяющая производить расчеты даже в процентных соотношениях.

Точка отсчета

Теперь, когда есть все необходимые инструменты для создания параметрической астрологической системы, остается определить знак дня. Так как по нашей системе год начинается с точки зимнего солнцестояния, счет будет вестись от Рождества Христова — 21 декабря нулевого года. Это будет начало эмпирического исторического цикла, эмпирического годового цикла, эмпирического сезона, день эмпирика, время суток — Эмпирик.

По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия. Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря. Чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному календарю, было решено изменить правило високосных годов. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400.

Отсюда следует распределение високосных годов: с номером кратным 400 — високосные, с номером кратным 100 — не високосные (например, годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300), остальные годы, номер которых кратен 4, — високосные. Так, годы 1700, 1800, 1900 и 2100 не являются високосными (хотя должны быть), так как они кратны 100 и не кратны 400.

В столетних периодах, например, с 1600 до 1900 года по 36524 суток, т. е 9131 цикл по 4. Значит, столетия открываются с одного и того же знака и содержат целое количество 4-х суточных циклов. В периоде с 1900 до 2000 года — 36525 суток, так как 2000 год високосный. Далее, в следующих 4 столетиях «цельность» тактов восстанавливается вплоть до 2400 года.

СтолетияКоличество днейПервый день века
0-10036524эмпирик
100-20036524эмпирик
200-30036524эмпирик
300-40036525эмпирик
500-60036524интуит
400-50036524интуит
600-70036524интуит
700-80036525интуит
800-90036524логик
900-100036524логик
1000-110036524логик
1100-120036525логик
1200-130036524эстет
1300-140036524эстет
1400-150036524эстет
1500-160036525эстет
1600-170036524эмпирик
1700-180036524эмпирик
1800-190036524эмпирик
1900-200036525эмпирик
2000-210036524интуит
Точка отсчета

Получается, что в 2000 году произошло смещение на 1 знак, и оно происходит 1 раз в 400 лет. Назовем это супер високосным циклом. Он значительно превышает длительность человеческой жизни, поэтому мы его не станем калькулировать, назвав Историческим уровнем и предположив, что далее следует Эпохальный.

Какие свойства личности можно исследовать с высоты Исторического и Эпохального уровней? отвечая на этот вопрос, следует вспомнить теорию Леви-Брюля, считавшего, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления. Чем древнее эпоха, тем мышление более дологично. Оно отличается от современного логического мышления тем, что нечувствительно к опытному знанию, мистично.

Недостаток представлений о реальности дополняется коллективными представлениями о мистических силах. Явления окружающей среды воспринимаются не в чистом виде, а в сочетании комплексом представлений о тайных силах и магических свойствах предметов и потому не требуют объяснения. Магическое по своей природе (убежденность в возможности влияния на действительность посредством символических действий), такое мышление фактически нечувствительно к рациональной логике. Субъект больше доверяет желаниям, чем логике: все, что он делает магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет. Магическое мышление также называют сопричастным, партиципированным.

Из приведенной таблицы видно, что при исчислении от Рождества Христова, сейчас мы проживаем начало второго Исторического цикла, который длится 4 x 400 лет. Первый цикл закончился в 1600 году, а второй еще не дошел до половины и в 2000 году вступил в свой следующий этап. Назовем первый этап «Библейский Проект», а второй «Технический Прогресс».

Карта Души

Теперь, когда имеется ориентированная система координат, появилась возможность определять свойства Личности в зависимости от даты рождения. Для описания будет использоваться юнгианская карта души, представленная понятиями Анима и Анимус, Маска Персоны, Самость, Архетип Тени.

Для наиболее краткого и полноценного описания структуры личности было создано специальное символическое изображение (Мандала), в которой отображаются все необходимые данные. Она представляет собой сферу, обрамленную солнечной короной, так как Солнце дает архетипы, а Луна — движение масс.

seal info

Спираль в центре представляет собой бесконечное движение, исходящее из глубин Бессознательного. Это уровни, которые исчисляются часами, минутами, секундами — бесконечно малыми величинами. В какой-то момент логика Бессознательного начинает разрушаться, так как появляется Осознанность. Линия разваливается на фрагменты и поток разворачивается сферами, образуя два уровня: Индивидуальный и Коллективный.

На Индивидуальном уровне бессознательное начало представлено понятием Либидо, а Сознание — понятием Анима/Анимус. Соединение этих двух элементов определяет индивидуальный (личный) психотип по Бэкону и соответствующий ему MBTI тип. На Коллективном уровне бессознательное начало обозначается как Персона, а Сознание — Маска. Соответственно, коллективный психотип именуется Маска Персоны и определен по Бэкону и MBTI.

Следует уточнить, как правильно понимать внутренний и внешний MBTI тип. Особенность заключается в том, что на индивидуальном уровне Бессознательное начало формируется Сознанием, а на коллективном (общем) уровне – наоборот: Коллективное Бессознательное определяет Сознание. Соответственно этому, Эти две составляющие личности и проявляются по-разному. При этом их можно анализировать с помощью дескрипторов MBTI без учета упомянутой выше особенности. Дело в том, что дескрипторы дают суммарную информацию о свойствах личности и не имеет значения, как эти свойства появились.

Для лучшего понимания представьте внутренний мир как абсолютно темную и беззвучную комнату, в которой нет никаких предметов и поэтому невозможно ничего увидеть, услышать или потрогать. Там даже может не быть законов физики и можно летать во все стороны, не опасаясь на что-нибудь наткнуться. Только с помощью такого приема можно представить себе внутреннее пространство личности. Единственное, что там есть (вернее, может быть) – это осознание самого себя, собственной индивидуальности. Все, что ощущает Личность на этом уровне – это Желания. Поток желаний исходит из Бессознательного начала и направлен на обретение блаженства (или покоя). Неудовлетворенные желания пробуждают способность к различению, осознание самого себя.

Как описать внутренний психотип с помощью MBTI? При полном отсутствии объектов, в наличии имеются только тенденции. Соответственно, описывать внутренний MBTI тип следует «процессуально-ориентированно», с помощью функций и функциональных пар.

Внешний MBTI, также именуемый маской Персоны, представляет собой все, что находится за пределами внутренней «пещеры». Принято считать, что Маска Персоны одевается в ответ на требования общества. Можно расширить понимание уточнив: Маска дана каждому человеку с рождения и надевается в ответ не только на требования общества, но и на любые требования внешней реальности вообще. Если требований нет – то и Маска не надевается: зачем играть роль, если в этом нет необходимости? Таким образом, на коллективном уровне значение имеет уже не тенденция, а статус. Соответственно, что описывать внешний MBTI тип следует «объектно-ориентированно».

Анима / Анимус

Индивидуальный уровень (Личное Сознание и Бессознательное), определяемый временем суток и днем рождения, представлен понятиями Анима и Анимус. Так именуются архетипические общности и преломляющиеся через индивидуальное сознание бессознательные ориентиры на соответствие (внешностью, поведением, психологией) на образ «настоящей женщины» (Анима) и «настоящего мужчины» (Анимус). Взятая вместе, эта пара контрсексуальных архетипов представлена в виде символических форм восприятия и поведения, которые в рамках индивидуальной психики представлены фигурами противоположного пола.

Анимус – мужское проявление в женщине
Анима – женское проявление в мужчине

Анимус — проводник во внешний мир, в социум и коллективное бессознательное. Помимо источника мнений Анимус также может выступать в качестве коллективной совести. Мнения Анимуса всегда коллективные и стоят над индивидуальными суждениями.

Анима – персонификация таких тенденций как туманность и расплывчатость чувств и настроений, пророческие наития, восприимчивость к чему-то иррациональному, способность к индивидуальной любви. Это проводница по внутреннему миру, отвечающая за природу и субъективность, в конечном итоге — связь с Бессознательным началом.

  • Анима направлена на единение, а Анимус – на обособление.
  • Женщина как бы имеет образ мужчин, в то время как мужчина – образ одной женщины.
  • Если Анима, по выражению – это иррациональное чувство, то Анимус – иррациональное суждение.
  • Если Анима способствует созданию настроения, то Анимус ведет к возникновению мыслей.
  • По своей природе Анима эротически эмоциональна, а Анимус – рассуждающе критичен.
  • Анимой мужчина постигает природу женщины, Анимусом женщина постигает природу мужчины.
  • Анима – проекция мужской влюбленности, Анима – проекция женской влюбленности.
  • Анима – первоначальный образ Жизни для мужчины — его Логос, Анимус – Эрос женской психики.

Анимус, представляя мужские психические элементы в психологии женщин, символически выражен рядом мужских фигур, начиная от страшного насильника, сексуального маньяка, терроризирующего свою жертву, до святого, пронизанного светом радости и доброты. Анимус является ключом к индивидуации женщины. Через анализ сновидений и активное воображение Женщина достигает соединения с Анимусом и интегрирует в своей психике мужские качества.

Анима, психически воспроизводящая женское начало у мужчины, символически представлена женской фигурой — галереей образов от проститутки и совратительницы до мудрой святой, духовной наставницы. В психике мужчины этот образ сильно смешан с образом матери, поэтому мужчине трудно разделить, где заканчивается мать и начинается Анима.

Анимус и Анима существуют по принципу взаимодополнения, в основе которого лежит архетип Священного Брака (Иерогамуса), в котором Анимус женщины должен найти контакт с Анимой мужчины. Две противоположности дополняют друг друга и создают абсолютную целостность.

Анима/Анимус (Индивидуальное Сознание) определяется днем рождения

Зная только дату рождения, невозможно определить, мужчина это или женщина. Это связано с тем, что для этого применяется другой калькулятор. Для его работы необходимо знать еще и дату рождения матери. Взаимосвязь пола ребенка с возрастом матери обнаружили давно. Вот пример одной из таблиц для расчета:

Месяц зачатияЧетный возраст женщиныНечетный возраст женщины
I ЯнварьМальчикДевочка
II ФевральДевочкаМальчик
III МартМальчикДевочка
IV АпрельДевочкаМальчик
V МайМальчикДевочка
VI ИюньДевочкаМальчик
VII ИюльМальчикДевочка
VIII АвгустДевочкаМальчик
IX СентябрьМальчикДевочка
X ОктябрьДевочкаМальчик
XI НоябрьМальчикДевочка
XII ДекабрьДевочкаМальчик

Таблица расчета пола ребенка

Существуют разные техники вычислений. Все они представляют собой ректификацию гороскопа – определение точного времени рождения на основе событий, произошедших в прошлом.

Точное время рождения имеет большое значение. Астрологический прогноз часто затрудняется тем, что не определен момент, когда произошел первый вдох человека. Момент включения гороскопа — это отображение снимка неба на момент рождения человека. Такой индивидуальный гороскоп описывает кармическую судьбу человека, а также склонности и возможности определенных обстоятельств его жизненного пути. Указание неверного времени нарушает все вычисления, основанные на первичных дирекциях.

Вывод: пол человека зависит от событий, произошедших до его зачатия

Анимус мужчины – это проявление маскулиного принципа в его психике. Анима женщины – проявление феминности. Юнг не рассматривает наличие Анимуса у мужчин и Анимы у женщин. Это значит, что согласно его теории у мужчин нет Анимуса, равно как и Анимы у женщин. Например, слабую женскую Аниму можно описать как сильный Анимус, это будут одинаковые определения, но разными терминами. Образы Анимы и Анимуса локализованы внутри психической структуры: они живут и функционируют в филогенетически глубинном слое бессознательного. В фигурах Анимы и Анимуса находит свое выражение автономный характер бессознательного начала. Будучи интегрированными в Сознание, Анима становится Эросом, а Анимус – Логосом.

Гендерные архетипы являются не просто противоположностями. У них есть и общие качества. Именно поэтому имеет смысл выделить только антиподы и рассматривать отдельно их проявление, как на уровне Сознания, так и на бессознательном уровне. Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только физические (анатомические и физиологические) различия. Гендерное различие между мужчиной и женщиной в том, что Анима производит настроение, а Анимус – мнение.

В связи с тем, что у мужчины и женщины, рожденных в один и тот же момент бытия, будут разные свойства Личности, прогноз будет производиться отдельно для каждого пола. Соответственно: у мужчины бессознательным управляет Анимус, а Сознанием – Анима; у женщины бессознательным управляет Анима, а Сознанием – Анимус. Применив к этим значениям архетипы Бэкона, можно получить картину происходящего на этом космогоническом уровне.

Маска Персоны

Коллективный уровень (безличное, общее Сознание и Бессознательное), определяемый сезоном и годом рождения, представлен термином Маска Персоны, используемым в аналитической психологии для обозначения маскировки и искажения индивидуально-личностных свойств и качеств человека. Слово «персона» когда-то означало «маска», которую носил актер, и которая служила символом (обозначением) исполняемой им роли.

Персона и Маска. Это архетипические общности, которые проявляются только при общении с другими людьми, не контролируется усилием воли и воспринимается как «данность». Маска Персоны формируется благодаря воздействию общества и представляет собой социальную роль, отведенную человеку. Это «публичное лицо» личности, которое видят окружающие.

Персона – это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Это удобная маска, охотно надеваемая человеком и используемая им в своих целях. К.Г. Юнг считал Персону «фрагментом коллективной психики». Она представляет собой компромисс между индивидом и обществом по поводу того, кем кто-то является. В отношении индивидуальности того, о ком идет речь, Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам».

Персона – это сложная система отношений между индивидуальным и коллективным сознанием. Она рассчитана на то, чтобы, с одной стороны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу человека. Кроме того, Персона – это избранное отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Она способствует приспособлению человека к существующей реальности. Однако часто человек отождествляет себя со своей Персоной, тем самым лишая себя возможности стать подлинным человеком, а не Маской, с которой срастается его лицо.

Персона – маска коллективной психики, лишь имитирующая индивидуальность, заставляющая человека думать, будто он индивидуальность, в то время как это всего лишь хорошо или плохо сыгранная роль, навязанная индивиду коллективной психикой.

Все эти определения Персоны, отражающие разные стороны ее проявлений, свидетельствуют о том, что она выступает как бы вторичной действительностью, видимостью того, чего на самом деле нет. Если Я тождественно Персоне, то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего ту или иную социальную роль. В этом случае происходит обезличивание человека.

По убеждению К. Г. Юнга, отождествление человека с социальной ролью является источником возникновения неврозов. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Платой за подобное отделение от самого себя становятся различного рода психические расстройства. Одна из терапевтических целей аналитической психологии состоит в том, чтобы научить человека различать, чем он кажется самому себе и другим людям, в чем состоит его индивидуальность. Персона – это одно, сам человек – другое. Поэтому человеку важно понять: что хочет он, а что навязывается ему обществом, чего желает он, а чего требует от него служба, работа.

Сложность заключается в том, что подчас Персону трудно отличить от личности. Не случайно современные понятия «личность», «личностный» происходят от слова «персона». Насколько человек может утверждать о своем Я, что оно личностно или является личностью, настолько он и о своей Персоне может сказать, что она – личность, с которой он себя идентифицирует. Поэтому, как подчеркивал К. Г. Юнг, тот факт, что в таком случае у человека будут, собственно, две личности вовсе не удивителен, поскольку «любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, то есть персонифицировано».

Персона – искусственная личность, приспосабливающаяся к требованиям нравов и приличий. Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это раздвоением сознания. Его одолевают и мучают противоречия между общественной и частной жизнью: внешне человек играет эффективную роль, а внутренне ощущает слабость перед своими бессознательными влечениями. Так, внешне мужчина может являть собой образ сильного и мужественного супермена, идеального героя и любовника, но в то же время внутри себя он может оставаться тем, что в народе называют «тряпка» и «баба».

Так как Архетип Маски работает только на коллективном уровне, на личном уровне мы можем увидеть, как выглядит сам актер под Маской, которая «скрывает уязвимые и болезненные места, слабости, недостатки, интимные подробности, а иногда и суть личности человека». Наше «Я» скрыто Персоной.

Архетип Самости

Описав как внутренний мир, так и внешнее проявление Личности в социуме, следует задаться вопросом: А где, собственно, центральное место, сам Человек?

В аналитической психологии К. Г. Юнга вычленяются несколько архетипов, то есть первообразов. Наряду с Персоной и другими архетипами фигурирует Самость. Если Персона является своеобразным камуфляжем, то Самость олицетворяет собой целостность человека, его собственную индивидуальность. В отличие от Персоны Самость – центральный архетип личности.

Самость, также именуемая как SELF — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.

Самость по Юнгу — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида: «С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом её можно назвать „Богом в нас“. Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым способом зарождаются в этой точке, и всё высшее и последние цели, кажется, сходятся на ней».

Сложность заключается в том, что подчас Персону трудно отличить от личности. Отождествление человека с социальной ролью является источником возникновения неврозов. Одна из терапевтических целей аналитической психологии состоит в том, чтобы научить человека различать, чем он кажется самому себе и другим людям, в чем состоит его индивидуальность. Персона – это одно, сам человек – другое. Поэтому человеку важно понять: что хочет он, а что навязывается ему обществом, требует от него служба, работа.

Проблема индивида – разделить, где есть собственное Я, моя уникальность, а где персона, которая формируется в ходе жизни в обществе. Внутренняя работа, направленная на то, чтобы вначале осознать, что в психике многое инициировано другими людьми, затем, обнаружить то свое, уникальное. Оно было отвергнуто ради других, идти к целостности, в которой есть принятие себя как уникального, не похожего ни на кого человека, отличающегося от всех и каждого, кто когда-либо был и есть на свете.

Индивидуация — процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического роста, взросления. Высшая стадия становления личности. Когда ее не надо уравновешивать, проекции признаются на уровне сознания. Посвящение во внутреннюю действительность. Золото Тени.

Путь к самому себе начинается с познания собственной Тени. Эго имеет темную и светлую сторону. Светлая сторона — то, что мы в себе признаем. Темная — то, что мы в себе не признаем. Цель индивидуации — поиск и постижение центра психики, самости; объединение, уравновешенность, достижение гармонии сознательного и бессознательного. Чем больше мы познаем себя, тем меньше влияние личного бессознательного на коллективное.

В своих самых общих чертах процесс индивидуации врожден человеку и развивается по единой модели. Он делится на две взаимно независимые, контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половинами жизни. Задача первой половины — «инициация, посвящение во внешнюю действительность». На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению «Я», выделению основной функции и доминирующей установки и развитию соответствующей «маски» достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды.

Что же касается второй половины жизни, то её задача состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании и познании человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми. Делая их достоянием сознания, индивид устанавливает внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим порядком.

Архетип Тени

Исследование будет не полным без описания Архетипа Тени – описанного Юнгом архетипа, представляющего собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, которые не могут быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. Теневые бессознательные содержания воспринимаются через проекцию и подлежат интеграции в целостную структуру личности.

Как правило, Тень описывают как темную сторону личности, нечто негативное, забывая о том, что Тень может быть как отрицательной, так и положительной. Юнг предположил, что Тень составляет более одного слоя. Он считал, что Тень присутствует на всех этажах психики и весь вопрос заключается в целостности Эго. Юнгианская тень может включать в себя все, что находится за пределами света сознания.

Юнг говорил: «То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это, несомненно, большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?»

Эго не переживает свою Тень непосредственно. Оставаясь неосознаваемой, она проецируется на других. Находясь за пределами света сознания,будучи инстинктивной и иррациональной, Тень склонна к психологической проекции, в которой воспринимаемая личная неполноценность признается как воспринимаемый моральный недостаток в ком-то другом. Не Тень является местом концентрации зла в человеке, а скорее то, что ее формирует: наши ожидания, отсутствие любви в отношении самих себя, абстрактные идеалы, отрицание своего «Я».

Например, Если Вас кто-то раздражает, такая реакция обычно означает, что на этого человека проецируется неосознанное теневое содержание. Конечно, он должен предоставить вам «крючок» для проекции Тени, потому что в таких сильных эмоциональных реакциях всегда присутствует смесь проекции и реального восприятия. Дефензивный или психологически наивный человек будет настаивать на том, что он видит истину, и игнорировать проективную часть. Эта защитная стратегия, безусловно, лишает его возможности использовать свой опыт для осознания теневых черт и их интеграции. Вместо этого дефензивное Эго настаивает на собственной правоте и выступает в роли невинной жертвы или простого наблюдателя. В то время как Эго чувствует себя невинным агнцем, другой человек является для него монстром. В этом заключается механизм создания козлов отпущения.

Чем больше мы отрицаем наличие у себя низменных помышлений, тем больше энергии концентрируется вокруг Тени. “Тень становится враждебной, только когда ее игнорируют или недопонимают” (Карл Густав Юнг «Человек и его символы»). В конечном итоге, энергия становится столь сильной, что больше не может удерживаться в бессознательном начале и вырывается наружу.

Когда Тень не осознается, она становится средоточием «звериной» части человеческой личности. Звериной потому, что она выражается в виде инстинктивных проявлений, агрессии, настороженности, гиперчувствительности, неуемных сексуальных желаний. И все это мы не можем контролировать. Сначала происходит реакция, а уже после попытка ее осознать. Слияние со своей Тенью, также как и индивидуация — это принятие себя таким, какой ты есть, только неосознанно. Эта «честность перед собой» позволяет реализовывать свои неосознанные стремления (проекции), невзирая на мнение окружающих.

Крайние проявления Тени — фигуры, вызывающие отвращение, возникают, только когда нарушается естественное течение процесса нашего развития; «Теневые фигуры» могут появиться, когда мы слишком закостенели, следуя определенным догмам. Кэролайн Кауфман писала, что «несмотря на свою функцию резервуара для человеческой тьмы — или, возможно, из-за этого — тень — это вместилище творчества».

Если вы вступаете с кем-либо в конфликт, постарайтесь осознать, что эта личность несет в себе Вашу Тень, обладает неким качеством, которое необходимо интегрировать в свою личность. Такой совет окажется верным практически для всех ситуаций. Научившись интегрировать невостребованные характерные черты Тени в собственную личность, Тень не будет более персонифицироваться в бессознательном. Юнгианцы предупреждают, что «признание тени должно быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни»; и даже после того, как фокус индивидуации переместился на Анимус/Аниму, «более поздние стадии теневой интеграции» будут продолжаться — мрачный «процесс стирки грязного белья наедине» из принятия своей Тени.


0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии