16.05.2024
forerunner

Адепты Антропологии

Эта статья посвящена тем, кто проложил путь до нас. Мы пользуемся их наследием и считаем его своим, как только сделаем следующий шаг. Уважение к этим людям непререкаемо. Они выполнили свою миссию, и ушли, оставив после себя надежды на светлое будущее. Вспомним их имена!

karl-yung

Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии. Полагал, что человек появляется на свет с определенным набором качеств, а общество лишь помогает раскрыть потенциал личности или мешает этому процессу. Задачей аналитической психологии считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.

Основываясь на том, что личности разных людей похожи по содержанию, как и их тела, Карл Густав Юнг предпринял эпохальное исследование внутреннего мира, совершил прорыв внутрь человека. Он часто называл себя пионером и исследователем тайны, для которой не существует карты – тайны человеческой души.

Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли — магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья, разработал и описал структуру личности, которая делится на четыре элемента.

С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда, австрийского психолога, основателя психоанализа, совершившего беспрецедентную проработку бессознательного начала Человека, разработав трехкомпонентную структуру модели психики.

Зигмунд Фрейд стал первым ученым, который открыл и обосновал функционирование самого важного в любой науке инструмента — человеческого мышления. Либидо, бессознательное, Эдипов комплекс и инфантильная сексуальность признаны как категории психологии благодаря доктору З. Фрейду.

На этом прорывы не закончились. Теорию Фрейда в научных кругах подвергают критике и часто считают шарлатанской, нет ни одного тезиса, который бы не был опровергнут. Проблема в том, что «трехкомпонентность» теории Фрейда сама по себе условна, при описании функционала бессознательного начала можно пользоваться любым целочисленным основанием.

Это доказывают труды Игнасио Матте Бланко – чилийского психиатра и психоаналитика, который разработал основанное на логике объяснение работы бессознательного и нелогических аспектов опыта. Применяя сложность и парадоксы математической логики к психоанализу, он впервые предложил последовательный способ понимания клинической ситуации.

Уровни Предсознательного, в которых происходит взаимодействие словесного и образного восприятия, Матте-Бланко разделял, как сферу психической деятельности человека на пять стадий и предложил собственную концепцию логики для объяснения феноменов бессознательного. Он обнаружил, что бессознательное мышление, опираясь на принцип равенства части и целого, функционирует как целое и прибегает к симметризации и инфинитизации.

Можно ли копнуть еще глубже? Можно, но где практический результат? Какой толк от развития теории, если нет практического применения? Теорема для психиатра?

В 1940 году, во время военных действий, когда потребовалось набрать на работу женщин вместо отсутствующих мужчин, американские психологи Изабель Бриггс Майерс и ее мать Кэтрин Бриггс разработали систему психологического тестирования под названием Myers–Briggs Type Indicator (MBTI) на основе типологии Юнга. Эта система основана на измерении уникальных комбинаций личностных факторов человека и позволяет предсказать его предпочтения в деятельности, стиль поведения, способы принятия решений и другие особенности личности.

Типология MBTI

Многие исследования ставят под вопрос достоверность MBTI. Основная причина в том, что система основана на анкетировании, а полученные таким образом данные могут быть искажены пристрастностью опрашиваемых.

Да и можно ли считать достаточным описание личности, ограниченное типологией на 16 позиций? Возможно, что для подбора персонала (для чего, собственно, и создавался MBTI) аббревиатура из четырех дескрипторов и подходит, но вот для клинических исследований абсолютно непригодна. В настоящее время типология MBTI представляет собой четыре дескриптора, примененные огульно ко всей личности без учета ее строения. Результат — кучка архетипированных образов, на которые молятся с опросниками.

Очередной тупик. Почему MBTI не справляется с задачей реализовать теоретическое знание на практике? Проблема в том, что структура личности по Юнгу представлена понятиями Анима/Анимус, Маска Персоны, Самость, Архетип Тени. Где все эти архетипы? Типологию MBTI можно определить только как описание Архетипа Самости. Дескрипторы MBTI обладают высокой информативностью, но применяются слишком узко, без учета внутреннего строения личности.

stone-effect

Никогда не задумывались о том, как Юнг совершил свой прорыв внутрь человека? Он обозначал категории, потрясающие точностью постулирования и называл их Архетипами. Анима, Маска Персоны, Самость, Тень – без этих образов было бы сложно говорить о чем-либо вообще. Как он находил Архетипы?

Ответ прост: он знал, что структура личности человека напрямую зависит от астрологических влияний на момент его рождения. Несомненно, он пользовался астрологическими методами, на основе которых строил свою Догму. Вот в чем секрет его удивительной проницательности.

Только времена были другие, компьютеров не было, и поэтому он сконцентрировал свои усилия на развитии теории, а не на возможности индивидуального применения. Сто лет прошло, а что изменилось? Теперь можно не только производить расчеты любой сложности, но и подключить ИИ. Соответственно, зная секрет Юнга, можно развить его концепцию дальше, оцифровать.

И в первую очередь встает вопрос о дескрипторах – лексических единицах, за которыми закреплено определенное значение, тогда как все остальные слова становятся аскрипторами. Юнг предложил деление психических функций на Ощущения, Чувство, Мышление и Интуицию.

Область применения дескрипторов обширна, а история развития – бесконечна. На них держится все. С их помощью можно определить содержание любого астрологического события и отождествить его с конкретным психотипом. Но это только начало, потому что применение дескрипторов развивается дальше. Типология MBTI расширила этот список еще на четыре пункта, определяющих инверсию-экстраверсию и склонность к планированию или адаптивности.

Главное для дескриптора – это закрепленное за ним лексическое значение, а не сам термин, который может иметь множество синонимов. Например, как назвать человека, основной психической функцией которого будет Ощущение? Ответ: Сенсор. Соответственно, остальными будут: Эмоционал, Мыслитель, Интуит.

Как раскрыть закрепленное лексическое значение? Сенсор – это Эмпирик, Эмоционал – Эстет, Мыслитель – Логик, а Интуит – это Интуит. Есть еще более глубокие и объемные образы, живущие в архаическом сознании каждого человека, случайное открытие которых я приписываю Ф. Бэкону…

Bacon

Его философия заключалась в идее систематизации человеческих знаний, в которых история выступала бы как память, поэзия как фантазия, а философия – как продукт рассудка. Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: «путь Паука»; «путь Муравья»; «путь Пчелы».

Историк, публицист, государственный деятель Бэкон, после крушения карьеры занялся научной деятельностью и умер после того, как простудился во время одного из физических опытов: он собственноручно набил снегом тушку курицы, которую купил у одной бедной женщины. По другой версии Бэкон погиб в результате опытов с опиатами.

Бэкона не следует изображать в виде чистого эмпирика, как это часто делается. Он удачно синтезировал эмпиризм с рационализмом, образно называя свой путь исследования «путем пчелы», в отличие от «пути муравья» и «пути паука». Очевидно, что и схоластический догматизм, с которым боролся Бэкон, тоже является «познавательной деятельностью».

Таким образом, Бэкон не признавал, что любое проявление жизни уже есть познание реальности, и те «Пути Познания», которые он описывал — это не полный список. К нему стоит добавить метод познания, являющийся антагонистом (компенсацией) стремления к доминированию: «Понять, Простить и Полюбить». Если есть Память, Фантазия и Логика, где Любовь? Человек ведь существо Любящее (Макс Шелер)…

Следовательно, к имеющимся трем архетипам «познания» (Муравей, Паук, Пчела), следует добавить четвертый – Бабочку, которая сравнивает количество ползающих и летающих тварей:

«Путь Муравья» — получение знания, исключительно из опыта;
«Путь Паука» — получение знания из «чистого разума»;
«Путь Пчелы» — сбор всей совокупности фактов, обобщение и понимание сути;
«Путь Бабочки» — понять, простить и полюбить – вечное изменение себя.

«Дескрипторы Бэкона» полностью соответствуют дескрипторам Юнга и развивают их содержание, постулируя парадигму мышления свойственную конкретной психической функции.

Самая сокровенная часть всего этого исследования – ориентация системы координат, наведение соответствия между астрологическими влияниями и психическими функциями человека. Эмпирически было определено, что время суток и день рождения отвечают за Индивидуальное начало Человека, а время года и год отвечают за Коллективное начало. А за какие качества личности отвечают более длительные астрологические влияния?

Этот уровень я назвал Эпохальным, он несоизмеримо больше жизни Человека и поэтому это астрологическое влияние воздействует на всех одинаково. До Леви-Брюля был принят постулат одинаковости законов мышления для народов всех времён. На самом деле это не так: разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления.

Леви-Брюль не стал вводить никаких градаций, всего лишь выявив вектор эпохального развития человеческого мышления: от архаического до логического. Он описал артефакты архаического мышления и вывел закон партиципации (сопричастия).

До-логическое мышление нечувствительно к опытному знанию, оно мистично. Субъект желает исполнения своих желаний и готов выполнять любые ритуальные действия для достижения своей цели. Никакой логической связи при этом не строится. Это слишком долго, обременительно и ведет к разочарованиям. Вместо этого лучше отождествлять все происходящее с некими высшими силами, управлять которыми можно ритуально или телепатически.

В любом явлении первобытный человек видит действие сверхъестественных сил: болезнь, неурожай, плохая погода — это следствие колдовства. Применительно к такому мышлению Леви-Брюль вывел закон партиципации (сопричастия): для первобытного человека предмет может быть самим собой и одновременно чем-то иным. Примерами действия такого закона может служить тотемизм, карго, симорон…

Соответственно, закон Леви-Брюля следует учитывать (брать за основу) при калькуляции Эпохального уровня. На практике это выражается в том, что поднимая даты прежнего столетия или более древних веков, следует учитывать уровень архаичности мышления, который обязательно будет выше настоящего.

Перечислив имена адептов, следует вспомнить и о тех, кто стоит за ними – а это многие и многие «антропологи», которые так или иначе пытались разгадать тайну Человеческой Души. Судьба каждого из них – тема для отдельного разговора, поэтому я вспомню только об Альфреде Адлере, который создал систему Индивидуальной Психологии.

Хромой с детства, он стремился самоутвердиться в обществе и впоследствии поссорился с Фрейдом из-за того, что утверждал, что не только сексуальная активность, но и социальная мотивация влияют на развитие человека, все происходит индивидуально. При этом Фрейд предлагал обобщенный подход, в котором социальная мотивация не учитывалась как доминирующий фактор.

Из-за этого Фрейд жаловался Юнгу, что оказался благодаря Альфреду Адлеру в ситуации старика, который душит все новое, попутно обозвав Адлера параноиком, что в толковании Фрейда является признаком мужского гомосексуализма. Тем не менее, никакого искажения в психоанализ теория Адлера не вносит, а наоборот – расширяет его, определяя еще одну детерминанту человеческого поведения — социальный фактор.

Эту статью хотелось бы закончить словами Макса Шелера – основоположника антропологической философии, который утверждал, что Человек это составляющая из Духа и Порыва, незавершенное Божество, взрослеющее вместе с Историей и Космосом.

Хотя он и родился всего на год раньше Юнга, этого человека не просто так называют «основоположником»: главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, который столь широк и многообразен, что любые определения являются слишком узкими.

Макс Шеллер утверждал, что Дух бессилен, он лишь Наблюдатель и без практического применения его порывы бессмысленны. В «порыве» Шелер видел великое начало бытия. Эти две стихии не могут полностью слиться в процессе осуществления их синтеза. Жизнь есть поток переживаний. В его основании лежит порыв как стремление (влечение), оно детерминирует сменяемость переживаний. Человек – существо любящее, если определять любовь как интенцию по отношению к объекту, в котором обнаружена ценность.

Главное достоинство организованной мною прорицательной системы заключается именно в том, что Человек рассматривается как составляющая из двух начал: Индивидуального и Коллективного, каждое из которых также двойственно, где в Порыв – это Бессознательное начало, а Дух – это Сознание, осознанность. Рожденный день в день через 100 лет после Макса Шелера, я представил все это в архетипах Юнга и описал в MBTI терминах. История продолжается и на этом прорывы не закончились!


0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии