01.11.2024
ESFJ-Consul

ESFJ — Психические функции

ESFJ — Идейный Альтруист. Обладатель высокого эмоционального интеллекта, очень внимателен и отзывчив к эмоциональной среде. Благодаря организаторским способностям, Советник, Надежный Напарник является идеальным дипломатом в конфликтных ситуациях. Для процветания нуждается в сбалансированной атмосфере и социальном порядке. Верность, традиции и общество — вот три столпа на котором крепко стоит ESFJ.

Функции MBTI

Описание функций и функциональных пар наилучшим образом подходит для описания внутреннего MBTI типа. Если Маска Персоны надевается в ответ на требования общества, то внутренний психотип — это пустая ПЕЩЕРА, вакуум, создаваемый нереализованными желаниями. По характеру и направленности этих побуждений, выраженных действиями когнитивных функций, можно определить внутренний MBTI тип, который как бы и не существует, представляя собой нишу, стремящуюся заполниться.

Психические функции ESFJ:

Когнитивные функции каждого типа, упорядоченные в соответствии со степенью их доминирования в психике, представляют собой стек функций. Четыре главных функции сильно влияют на мышление и отношение — составляют основу личности. «Оставшиеся» функции обычно называют теневыми.


Роль Героя/Героини (Доминанта)
Экстравертное чувство (Fe)

Родительская роль (Вспомогательная)
Интровертная сенсорика (Si)

Роль Помощи (Вечный Ребенок)
Экстравертная интуиция (Ne)

Желательная роль (Низшая)
Интровертное мышление (Ti)

Роль Противостояния (Антагонист)
Интровертное чувство (Fi)

Роль Критика (Сенекс)
Экстравертная сенсорика (Se)

Роль Обманщика (Трикстер)
Интровертная интуиция (Ni)

Демоническая роль
Экстравертное мышление (Te)


Роль Героя/Героини (Доминанта)

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы видите мир совершенно иначе, чем другие типы личности? Во многом это связано с вашими когнитивными функциями. Согласно теории Юнга, по мере роста и развития человека одна из этих функций начинает преобладать.

Это наиболее надежная, управляемая, послушная и предсказуемая функция человеческой личности. Она имеет наивысший приоритет в вашем уме. Это та функция, которая (по возможности) определяет поведение человека. Она называется «доминирующей функцией».

Роль героя/героини, также именуемая Доминантной функцией, является самой сильной, через эту функцию мы понимаем и познаем мир. Считается, что в детстве нас очень привлекают персонажи, которые ярко проявляют эту функцию.

Роль Героя/Героини (Доминанта)
Экстравертное чувство (Fe)

Fe — функция суждения, основанная на ощущении гармонии с миром. Fe использует чувство дисгармонии для вынесения оценочных суждений о неприемлемом поведении. Fe использует эмоциональную связь, чтобы почувствовать себя частью чего-то большего.

ESFJ по своей природе хороши в распознавании того, что чувствуют люди, и понимании их эмоциональных мотивов. Здоровые ESFJ добры, склонны утешать, заботиться о людях и поддерживать их.

В целом доминантная и вспомогательная функции являются основными источниками ярко выраженных личностных характеристик. То, насколько хорошо/плохо конкретный индивид использует свою доминантную и вспомогательную функции, определяет, следует ли его классифицировать как «здоровый», «зрелый» или «незрелый» пример своего типа.

Зрелые ESFJ известны своей способностью объединять людей. Обычно они разрешают межличностные конфликты посредством диалога и компромисса, предпочитая, чтобы все были на одной волне для достижения беспроигрышных сценариев. В своих лучших проявлениях они сострадательны, прощают, обладают отличными навыками ведения переговоров и всегда стараются выявить хорошее в себе и других.

Незрелые ESFJ воплощают негативные аспекты Fe из-за того, что слишком эмоционально вкладываются и не проводят соответствующих границ, весьма склонны к замешательству, когда чувствуют конфликт с другими. Они склонны драматизировать, излишне жертвовать собой, быть чрезвычайно чувствительными к пренебрежительному отношению или страдать от хронического чувства стыда/вины.

Родительская Роль (Помощник)

Если бы люди все время использовали доминирующую функцию, они были бы односторонними, всегда воспринимая информацию (и никогда не принимая решений) или всегда торопясь с решениями (и не останавливаясь, чтобы принять информацию). Следовательно, существует вторая предпочтительная функция, называемая вспомогательной функцией.

Вспомогательная функция обеспечивает баланс доминирующей функции. Вы можете думать о доминирующем как о «главнокомандующем» вашей личности, а о вспомогательном — как о «заместителе в команде». Если вы интроверт, ваша вспомогательная функция будет экстравертной по своей природе. Если вы экстраверт, ваша вспомогательная функция будет интровертной. Причина этого проста: нашей психике нужен баланс. Интровертам необходимо сбалансировать свои субъективные представления о внутреннем мире с внешним миром. Экстравертам необходимо уравновешивать свои взаимодействия и реакции с внешним миром субъективным анализом и размышлениями.

Как вспомогательная функция уравновешивает доминирующую?

Каждый должен иметь возможность воспринимать новую информацию, и каждый должен быть в состоянии прийти к заключению или принять решение относительно этой информации. Вспомогательный помогает убедиться, что вы делаете и то, и другое.

Если бы человек всегда собирал информацию, его носило бы ветром, как маленькую лодку, подгоняемую любым изменением ветра. Такого человека будут постоянно привлекать новые восприятия (будь то ощущения или интуиция), но ему будет трудно принимать решения или делать выводы. Вспомогательная функция привлекает внимание человека к решениям.

Напротив, если бы человек был полностью рассудителен, он был бы подобен лодке с очень маленьким парусом — устойчивой, но недвижимой ветром. Такой человек будет уверен в своих решениях (используя Мышление или Чувство), но не сможет получить необходимую новую информацию, чтобы адаптироваться. Вспомогательная функция в этом случае обращает внимание человека на информацию.

Вспомогательная функция, именуемая также Родительской ролью, характерна тем, что используется в позитивной, поддерживающей форме. Когда вы пытаетесь кому-то помочь, это функция на которую вы переключаетесь в первую очередь. Считается, что Первая и Вторая функции самые часто используемые и развитые, поэтому их проще всего выявить.

Родительская Роль (Помощник)
Интровертное восприятие (Si)

Вспомогательной функцией ISFP является интровертное восприятие (Si), которое заставляет их черпать из прошлого. Основное внимание ESFJ сосредоточено на близких и заботе о них, и их интровертное восприятие часто помогает им в этом. Он работает, чтобы создать комфортную среду для окружающих, и стремится быть эффективным, используя проверенные методы, которые, как они знают, будут работать хорошо. ESFJ не любят выходить слишком далеко за пределы своей зоны комфорта, и часто в этом виновато их интровертное восприятие. Они просто не хотят идти на риск, который может привести к их провалу, поскольку большую часть времени они могут быть перфекционистами.

Вспомогательная когнитивная функция является ключевым показателем личностного роста, а также проблем развития. Неспособность правильно развить вспомогательную функцию в подростковом возрасте часто приводит к психологическим проблемам или дезадаптации.

Выражение здоровой вспомогательной Si:

  • Внимателен к деталям, но не нервничает по поводу них.
  • Ценит надлежащее поведение/процедуры, но знает, когда их необходимо подправить/изменить.
  • Стремится к здравым целям и учится на ошибках.
  • Скорее извлечёт выгоду из рутины / повседневных ритуалов, чем станет их рабом.
  • Способен справляться с дискомфортом и относиться к нему как к «учебному вызову».

Выражение незрелой вспомогательной Si:

  • Придирается к незначительным деталям, которые идут вразрез с ранее существовавшими ожиданиями.
  • Навязчиво исполняет «надлежащие» процедуры/правила/нормы этикета.
  • Очень строг / склонен наказывать в целях достижения желаемых результатов/целей.
  • Негибкий; чрезмерно зависим от строгих процедур или ритуалов.
  • На микроуровне управляет любыми деталями/проблемами, которые вызывают у него дискомфорт.

Роль Помощи (Вечный Ребенок)

Puer aeternus (с лат. — «вечный мальчик») — один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть. Для этого архетипа присуще упорное нежелание принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту, ему противопоставляется senex — «вечный старик». Многие другие типологи называют роль Помощи «рельефной функцией» или «рельефной ролью».

Пуэрильность, как свойство личности, которое определяется внутренним наполнением чертами регрессии на детский уровень личностного и психологического функционирования. Аналогии – инфантильность, синдром Питера Пэна, синдром Маленького Принца, англоязычный неологизм kidalt (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый).

Эмоциональная жизнь взрослого человека остается на детском или юношеском уровне, как правило, в связи с очень сильной зависимостью от матери (для женщины соответственно от отца). Эта «детскость» проявляется в разных областях жизни и характеризуется рядом специфичных признаков, затрудняющих как взаимоотношения пуэрильного с окружающими, так и его собственную удовлетворенность жизнью и собой.

Основные характеристики мужской пуэрильности:

  • Долго сохраняет подростковую психологию и сильную зависимость от матери.
  • Сложности в социальной адаптации.
  • Некое чувство превосходства над другими.
  • Жизнь словно «на черновик», будто настоящая жизнь – пьеса, которая будет сыграна когда-то в бесконечно не наступающем завтра, а в бесконечно повторяющемся сегодня – циклически повторяемая репетиция, где можно особо не стараться.
  • Не любят ответственности и обременения.
  • Трудятся до тех пор, пока им интересен предмет деятельности.
  • Легкие на подъём, приветствуют перемены.
  • Теневой аспект – холодный и расчётливый рационализм.

Основные характеристики женской пуэрильности:

  • Юношеский энтузиазм, которым Пуэлла заражает окружающих.
  • Спонтанное мышление, способность к продуцированию большого числа оригинальных идей.
  • Наивность суждений относительно обыденного мира, непрактичность.
  • Ярко выраженный идеализм вместо реализма.
  • Ощущение жизни как временной и условной, проблемы ответственности.
  • «Жизнь на черновик», нежелание выбирать.
  • Негативное отношение к любым границам, запретам.
  • Процесс, потенциальные возможности важнее результата.
  • Сложности с автономией личными границами.

Пуэр, Пуэлла устремлены к независимости, свободе, реагируют раздражением на всякого рода ограничения (включая ими же фантазируемые зачастую) и презирают какие бы то ни было границы и преграды на своем пути. Образы пуэрильности — образы тюрьмы и вообще любых ограничений свободы: цепи, оковы, пещеры, решетки, засовы, капканы, корсеты, бандажи и прочее. Сама жизнь, существующая реальность воспринимается как тюрьма. Эти преграды, барьеры бессознательно связываются со свободной жизнью в свободном мире раннего детства.

Что делает третичная функция?

Третичная функция может развиваться в любом возрасте от подросткового до среднего возраста в зависимости от человека, его собственной зрелости и здоровья. Даже в юном возрасте будут моменты, когда третичная функция «проявляет себя» в сознании, но не часто. Обычно мы используем третичную функцию, чтобы быть игривыми, творческими, исследовать и перезаряжаться. Он дублирует и поддерживает нашу вспомогательную функцию и часто работает с ней в тандеме, особенно по мере того, как мы приближаемся к нашим 20-30 годам. Во взрослом возрасте нас часто тянет к занятиям, использующим эту функцию; его использование приятно, естественно и обычно расслабляет или освежает. Третичная функция показывает, насколько нам нравится, когда о нас заботятся и утешают.

Третью функцию мы также можем использовать по-детски, если не будем осторожны. Поскольку у нее не будет такого же уровня зрелости, как у вспомогательных или доминирующих функций, мы можем колебаться между ее эффективным и незрелым использованием.

Мы можем смутиться или запутаться, когда пытаемся использовать эту функцию под давлением, и мы можем чувствовать себя уязвимыми или «глупыми», потому что мы не можем использовать ее с той силой, которую хотели бы. Мы также можем стать слишком самоуверенными в отношении этой функции и считать себя более способными к ней, чем мы есть на самом деле. Обычно это возвращается, чтобы преследовать нас позже, когда мы задним числом понимаем, что вели себя незрело.

Роль Помощи (Вечный Ребенок)
Экстравертная интуиция (Ne)

ESxJ развивают интерес к интерпретации ситуаций и отношений в разных контекстах и поиску значений и взаимосвязей, которые являются более абстрактными. Этот интерес обычно развивается в возрасте 20-30 лет.

Младшие годы:

В молодости у ESxJ не так много доступа к Ne, потому что он все еще в значительной степени бессознателен и недоразвит. Они склонны скептически относиться к недоказанному, теоретическому или «мистическому» смыслу знания. Они будут доверять проверенным методам и проверенным фактам, а не абстрактным догадкам или неизвестным. Мозговой штурм и разговоры об отдаленном будущем могут быть для них очень утомительными, потому что они больше сосредоточены на потребностях момента. У них будут короткие моменты активности Ne, поскольку они пытаются стать более сознательными, и это обычно приводит к увлечению новыми идеями или ощущению безграничного потенциала мира.

20, 30 и старше:

В зависимости от уровня зрелости человека третичная функция имеет тенденцию развиваться в любом месте от позднего подросткового возраста до середины 30-х годов. ESxJ на этом этапе разработки лучше понимают, что «могло бы быть». Они быстрее улавливают скрытые смыслы и новые идеи и могут получать огромное удовольствие от мозгового штурма. Их также можно заряжать, связывая детали всего своего опыта и узнавая о неизвестном и теоретическом. Им может нравиться использовать Ne в игровой форме, чтобы находить умные связи между вещами и создавать необычные, единственные в своем роде проекты. Они могут использовать Ne в деловом мире, чтобы найти новые возможности и возможности.

На что следует обратить внимание:

Поскольку Ne не настолько зрел и разработан для ESxJ, как для NP, его можно использовать нездоровым образом. Они могут оказаться ошеломленными миллионами возможностей и чувствовать себя в ловушке, когда дело доходит до решения, какая из них является лучшей. Поскольку типы E**J склонны принимать решения быстро, они могут прийти к решению, далекому от идеального и разочаровывающему их. Они также могут неправильно интерпретировать сигналы и скрытые значения и делать поспешные выводы, которые являются неточными. Они также могут попытаться закрыть свою Ne, чтобы не нарушать чувство безопасности или угрозы их системе убеждений, даже если эти угрозы могут быть хорошим делом.

Когда проблемы в развитии доминантной и вспомогательной функций становятся слишком серьезными и/или человек испытывает травматический стресс, остающийся неразрешённым, со временем появляется тенденция к демонстрации всё более проблематичного поведения. Негативные личностные качества часто выражаются застреванием в третичной функции или хватку низшей.

Роль Помощи, независимо от представляющей ее функции, всегда будет слабой и проблематичной. Опыт на эту функцию нарабатывается плохо, и она остается слабо развитой примерно до середины жизни. Действие этой функции, как правило, связано со стрессом, неразрешенными проблемами и выражается демонстрацией проблематичного поведения. Практикующие MBTI психологи считают, что вы должны узнать свою третью функцию как можно раньше, и развивать её в расслабленной, игривой, развлекательной, свободной от стресса манере.

Когда проблемы в развитии доминантной и вспомогательной функций становятся слишком серьезными и/или человек испытывает травматический стресс, остающийся неразрешённым, со временем появляется тенденция к демонстрации всё более проблематичного поведения. Негативные личностные качества часто выражаются застреванием в третичной функции или хватку низшей.

Застревание в третичной Ne:

  • Не осознаёт, что (иррациональные) предвзятые убеждения препятствуют чувству удовлетворенности.
  • Надевает «маску положительности»; отрицает негативные эмоции, которые требуют изменений. Преследует рискованный / нездоровый опыт, чтобы скрыть собственное несчастье.
  • Создаёт надуманные предлоги, чтобы отвлечь внимание от недостатков/ошибок/лицемерия.
  • Ограничивает себя или снижает собственные ожидания, чтобы избежать критики/разочарования.
  • Воображает наихудшие сценарии, чтобы уклоняться от дельных советов/идей.
  • Использует воображаемые «катастрофы» для оправдания вмешательства/контролирующего поведения.
  • Иррационально подозрителен в отношении намерений/мотивов людей.

Поиск утешения в экстравертной интуиции:

Третичная функция — это часто та функция, которой нам нравится утешаться. По этой причине ESxJ могут утешать себя во время легкого стресса, обдумывая возможности или способы выхода из стресса. Они могут попытаться найти новую идею, которая их утешит или вдохновит. Они также могут найти стимулирующим и комфортным находиться рядом с типами NP. Их энтузиазм, воображение и взгляд на возможности могут быть очень вдохновляющими.

Желательная роль (Низшая)

Есть ли какая-то часть вашей жизни, которую практически невозможно освоить? Вам кажется, что один и тот же опыт снова и снова сбивает вас с толку? Каждый из нас настроен на то, чтобы хорошо работать в определенных областях, но за счет других областей знаний. У доминантных интуитивных людей могут быть прозрения и идеи, способные изменить мир, но они постоянно теряют ключи или забывают, как добраться до места, куда они регулярно ездят. Типы с доминирующим мышлением могут знать, как устранять неполадки в самых хаотичных ситуациях, но затем непреднамеренно обижать людей, не желая этого.

Подчиненная функция во многом похожа на ахиллесову пяту вашего типа личности. Это умственный процесс, который вы хотели бы использовать умело, но он продолжает сбивать вас с толку (иногда в буквальном смысле). В жизни бывают моменты, когда вы умело направляете его, но это никогда не бывает надежным. Вы часто находите эту функцию пустой тратой времени или меньшей ценностью, чем ваша доминирующая функция. Вы знаете, что не можете использовать это правильно, поэтому в некотором смысле ваш разум не обращает на это внимания, как бы говоря: «Ну, это не так важно».

Низшая функция неразрывно связана с доминирующей функцией. Это одна из последних функций, которые ассимилируются эго, а также одна из наших самых слабых функций. Мы часто подавляем эту функцию или пытаемся скрыть ее, потому что знаем, что большую часть времени не можем эффективно использовать ее. Это часто является источником стыда, и может пройти много времени, прежде чем мы почувствуем себя комфортно, используя ее сознательно. Мы склонны восхищаться людьми, которые хорошо используют эту функцию, но лично мы часто находим использование этой функции «пустой тратой времени».

В большинстве нормальных обществ люди прикрывают свою низшую функцию личностью. Одна из главных причин, по которой человек развивает личность, состоит в том, чтобы не выставлять напоказ неполноценности, особенно неполноценности четвертой функции.

Здоровое развитие доминирующей функции зависит от некоторого здорового развития подчиненной функции. Люди, подавляющие подчиненную функцию большую часть своей жизни, становятся односторонними, неуравновешенными и нездоровыми.

Желательная роль (Низшая)
Интровертное мышление (Ti)

Интровертно мыслящий человек имеет в своем уме систему категорий, похожую на сетку, которую он постоянно расширяет и пересматривает. Всякий раз, когда он получает новую информацию, они добавляют ее в эту структуру или пересматривает всю свою структуру, чтобы освободить место для новых данных. Он принимает только ту истину, которую проанализировал, оценил и подверг тщательному анализу. Подобно камере, которая постоянно увеличивает масштаб и уточняет фокус, мыслитель-интроверт проходит через циклы мышления, каждый раз становясь все более и более точным, где в конечном итоге находит наиболее точную категорию, в которую можно поместить эти данные.

Как ExFJ вы врожденно осведомлены об эмоциональных и физических потребностях окружающих вас людей. Вы, естественно, принимаете решения, расставляя приоритеты в потребностях людей, учитывая, как они будут затронуты, и эмоциональное воздействие, которое они испытают. Напротив, работа с безличными фактами и принципами может быть для вас скучной или разочаровывающей. Вы можете чувствовать себя уязвимым или неуверенным в себе, когда вам нужно что-то рассуждать вслух или решать сложную, безличную проблему. Обсуждение, критика или оценка безличной информации могут казаться вам бессмысленными или скучными, потому что они уводят вас от вашей доминирующей функции (экстравертное чувство) к подчиненной функции (интровертное мышление).

Ваша подчиненная функция может также проявляться в ваших отношениях с другими типами личности. Вы можете столкнуться с людьми с сильным интровертным мышлением (типы TP), потому что вы исходите из совершенно разных точек зрения, когда принимаете решения. В то время как вы отдаете предпочтение чувствам людей и своим ценностям, они отдают предпочтение согласованности со своими логическими принципами. Вы можете почувствовать, что они излишне трудны или ставят себя выше потребностей группы. В свою очередь, они могут подумать, что вы слишком угождаете людям или нелогичны.

Во время стресса интровертное мышление проявляется в том, что когда исчерпаны доминирующие и вспомогательные функции, низшие поднимаются на поверхность. Когда это происходит, вы становитесь нехарактерно критичным, отстраненным и замкнутым. Вы зацикливаетесь на поиске истины, понимании того, как что-то работает, и не зависите от других, чтобы вы могли ясно мыслить.

Хватка низшей Ti:

  • Одинок, оторван от мира, ощущает себя загнанным в угол.
  • Чувствует сомнение, скептицизм, сбит с толку или считает, что к нему плохо относятся.
  • Критичен, подозрителен, пренебрежителен.
  • Размышляет, создает «логические предыстории», чтобы объяснить/оправдать отрицательное поведение.
  • Изобретает «причины», чтобы обвинять людей, сваливать что-либо на них, манипулировать ими.
  • Испытывает навязчивое желание «искать истину», чтобы решить проблему или что-то доказать.
  • Чувствует себя полностью рациональным, но со стороны выглядит неразумным.
  • Страдает от подавленного чувства дисгармонии, недостаточности, отчуждённости.

Роль Противостояния (Антагонист)

Этот аспект также принято называть функцией Защиты. Она лежит в направлении, противоположном доминирующей функции и возникает в ответ на препятствие или противодействие доминирующей функции. Благодаря этой функции, можно стать упрямым, недовольным, грубым и агрессивным. Она создает определенные личные идеалы, которые хочется сохранить нерушимыми, и влияние на этот идеал воспринимается как прямое нападение. Марк Ханзикер, автор книги «Типология глубины», утверждает, что противоположная роль «ощущается как «Другой», а не как часть «Я», и ее поведение обычно неотесанно или неприемлемо».

При угрозе или разочаровании, роль Противостояния (Антагонист) может проявиться как защитник от реальных или воображаемых угроз. Однако, в отличие от доминирующей функции, проявляющейся зрелым и героическим образом, противоположная роль более оппозиционна, параноидальна или пассивно-агрессивна. Эта функция может показаться нам скучной, банальной или безжизненной: при ее использовании, вы можете показаться одномерным и незаинтересованным. Вы можете вести себя так, будто выполняете рутинную работу, которую необходимо сделать, но вы бы предпочли этого не делать — и уж точно не с точностью.

Мы также рискуем проецировать нашу роль Противостояния на других людей. Поскольку мы воспринимаем эту функцию как разочаровывающую, отвлекающую и противодействующую, мы можем воспринимать других, использующих эту функцию, в том же свете.

Роль Противостояния (Антагонист)
Интровертное чувство (Fi)

Доминантная функция ExFJ — экстравертное чувство (Fe), оно ориентировано в первую очередь на связь с другими людьми и внешней средой. Fe доминантные типы стараются найти всех на одной волне, чтобы люди могли двигаться в едином направлении. Они часто отодвигают свои индивидуальные заботы на второй план, чтобы сосредоточиться на потребностях группы.

Антагонист доминантной функции, интровертное чувство (Fi), фокусируется на согласовании со своими внутренними ценностями и чувствами. Он оценивает собственное эмоциональное состояние и пытается понять, что эти состояния означают. Жизнь в гармонии со своим этическим кодексом, желаниями и эмоциональными потребностями имеет наивысший приоритет.

В условиях стресса ExFJ могут стать упрямыми в отношении того, что, по их мнению, подходит или лучше всего для всех, и спорить с точки зрения Fi, которая показывает, что им действительно небезразлично, а что не волнует лично. ExFJ прилагают эгалитарные усилия, чтобы помочь и быть добрыми ко всем, но сопротивление Fi может проявляться как реакция на людей, которые, похоже, хотят особого отношения или приспособлений от ExFJ, которые могут быть несправедливыми по отношению к другим или не служат интересам группы. ExFJ могут аргументировать свою оппозицию, что они не особенные, и осуждать их как лицемерных и высокомерных.

Деструктивное проявление роли Противостояния может выражаться в том что Вы можете настойчиво ругать себя за предполагаемые этические недостатки или неспособность следовать своим желаниям. Возможно, Вы сможете быстро заметить, когда люди не соответствуют своим ценностям, и у вас возникнет соблазн указать им на это. Вас может раздражать ваша склонность заботиться о других, чувствуя, что вы отказываетесь от своих внутренних эмоциональных потребностей.

Интровертное чувство не всегда воздействует отрицательно. Его можно испытать с положительной стороны, отстаивая то, что считаете правильным, и расставляя приоритеты в деятельности, которая соответствует вашим личным желаниям и ценностям.

Роль Критика (Сенекс)

Анти-творческая функция, антагонист Вторичной, Родительской функции. Названия: фоновая, шаблонная, «критикующий родитель», сенекс. Отвечает за наработку и реализацию стереотипов поведения, которые транслируются самому себе и окружающим. Сенекс — обратная сторона самоутверждения перед обществом. Это голос в вашей голове, который заставит вас критиковать себя и других. О недостатках шаблонного подхода говорят даже чаще чем о достоинствах творческой инициативы. Критикующий родитель компетентен настолько, что знает не только как надо, но и как не надо. Может критиковать окружающих как словесно, так и демонстративным поведением. Критика является инструментом уничтожения любой творческой инициативы, отступления от общепринятых шаблонов.

Роль Критика (Сенекс)
Экстравертная сенсорика (Se)

  • Отвращение к нереалистичным или фантастическим идеям.
  • Критически относится к людям, лишенным здравого смысла.
  • Критично относится к резким изменениям внешности, например к новой прическе.
  • Критически относится к любым изменениям, внесенным в его среду.
  • Может предвзято судить по внешнему виду.
  • Может критически относиться к поверхностным деталям.
  • Обладает изысканным вкусом и является тонким ценителем качества.
  • Подчеркивает важность момента.
  • Может уметь подбирать детали в чужой внешности, чтобы над ними посмеяться.
  • Может критиковать чужие привычки.
  • Может критиковать других за то, что они скучны.
  • Непереносимость неприятных ощущений (например, плохой еды, дешевых материалов, экстремальных температур).
  • Нетерпимость к неинтересной деятельности.

Роль Обманщика (Трикстер)

7-я функция, называемая Трикстером, или ролью Обманщика, является реакцией против того, чтобы быть контролируемым и используется, когда мы хотим обхитрить окружающих или самих себя. Она отражает Вечное Дитя третичной функции и срабатывает, когда третичная функция находится под угрозой. Её роль – обманывать, а также искажать наш опыт или наше восприятие этого опыта. Она вынуждает нас верить в иллюзии и ставить себя и окружающих в ситуации, из которых невозможно выйти победителем.

Она считается слепым пятном в психике и считается самой слабой функцией в целом — даже более слабой, чем подчиненная функция. Вовлечение в нее — дело «все или ничего» — она активно только для того, чтобы доставлять хлопоты и озорство, но когда она есть, может принести комическое облегчение.

Это точка зрения плохого ребенка; либо иметь дело с одним, разыгрывая трюки и связывать эго, либо быть тем, кому нужно отомстить или восстать против угрозы. Там, где третичная роль говорит нам то, что мы хотим слышать, Трикстер говорит нам то, что мы не хотим услышать! Мы чувствуем себя связанными, а затем в бунтарской манере пытаемся изменить ситуацию, используя Трикстер для обмана, двойного связывания и улавливания других.

Роль Обманщика (Трикстер)
Интровертная интуиция (Ni)

Воображение Ni c использованием множества возможностей — это игривое, детское занятие. Если его запугать, человек попытается связать другого человека негативными предчувствиями того, что произойдет. Он может действовать так, как будто это неизбежно или очень хорошо, как если бы это уже произошло, и становиться очень ребячливым.

  • ESxJ могут чувствовать себя «скованными» бессознательными образами или умозаключениями и использовать их, чтобы заманить других в ловушку для подтверждения их худших опасений.
  • ESxJ считают символизм и умозаключения глупыми, но сами неосознанно используют их в стрессовых ситуациях и грубо.
  • Чувствует себя сбитым с толку или потерянным из-за бессознательных концептуальных паттернов и проецирует это на других.
  • Пытается дискредитировать других, доказывая подтверждение их худшей интуиции.
  • Люди, использующие (Ni), считаются ограниченными и фаталистичными.
  • Предсказывает отрицательные результаты для других.
  • Бросает вызов чужим прокламациям своими собственными провозглашениями.
  • Критикует людей, которые пытаются предсказать свое будущее.

Демоническая роль

То, какая функция находится на 8-й позиции, описывает, в чём вы наиболее слабы и уязвимы, и что случится с восприятием, если вывести вас из себя. Восьмую функцию также называют Трансформирующей ролью, так как она может быть преобразующей, побуждая к большему личностному росту и зрелости, если работать над ней. Но если оставить её без внимания, то она постоянно будет вызывать жизненные проблемы. Таким образом, Трансформирующую роль следует воспринимать как то, в чем вы наиболее слабы и кем вы должны стать.

Демоническая роль: Поиск неисправностей
Экстравертное мышление (Te)

Te занимается организацией и расположением внешних элементов в среде с помощью таких инструментов, как диаграммы, таблицы, графики, блок-схемы и прочее.

Столкнувшись со стрессом, ESFJ могут стать чрезмерно чувствительными и мелочными, часто воображая дурные намерения там, где их не было. Часто, будучи неуверенными в себе, они могут сосредоточить большую часть своего внимания на том, чтобы доставить удовольствие тем, кто заставляет их чувствовать себя в безопасности. В состоянии стресса они могут стать весьма критичными, придираться практически ко всему.

Если они находятся в сильном стрессе, они могут потерять экстравертное мышление. Это может привести к тому, что они примут форму ханжеского критика, сосредоточив внимание на недостатках каждого и на всех способах, которыми они обидели, и на том, как эти недостатки идут вразрез с их системой убеждений и как все должно быть в соответствии с ними.

Они могут стать резкими и осуждать других, зацикливаться на своих ошибках и некомпетентности других. У них может быть сильное желание исправить предполагаемые проблемы или исправить ошибки, но это часто только усугубляет ситуацию. Противодействие со стороны других приведет их к нехарактерным нападкам.

Исправление. Организуйте все вокруг себя. Пишите списки и отмечайте вещи по мере их заполнения. Установите для себя сроки и несите ответственность за их соблюдение. Постарайтесь направить свои усилия на создание чего-то значимого или на улучшение систем, не соответствующих стандартам. Будьте эффективны и говорите напрямую с людьми, а также научитесь делегировать и организовывать их для достижения намеченной цели. Если нужно, практикуйте лидерство.

Функциональные пары

Группы из двух функций обладают общими признаками. Каждой функциональной паре принадлежит 4 социотипа. Эти группы типов объединяет сходное отношение к стимулам деятельности, привычный стиль общения на близкой психологической дистанции, эмоциональная восприимчивость, общая установка на определённый вид деятельности, жизненная стратегия и предназначение. Эти свойства могут быть описаны более детально.

Стимул работать: Сенсорный экстраверт ES**
Коммуникабельность: Этический экстраверт E*F*
Эмоциональность: Рациональный экстраверт E**J
Направление деятельности: Этический сенсорик *SF*
Жизненная стратегия: Рациональный сенсорик *S*J
Жизненное предназначение: Этический рационал **FJ

Эмоциональность

Линейно-напористый. Ему до всего есть дело. Отличается прямотой и откровенностью с людьми (иногда — эмоциональной несдержанностью) в поведении. Внутреннее и внешнее беспокойство. Когда на пути возникает внезапное препятствие, он не в силах сдержать возбуждение — оно выплескивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно.

Его напор может со временем, и ослабевать, но всегда направлен вдоль одной прямой. Такому человеку трудно с ходу переключиться на противоположное направление. Если такой человек начал эмоционировать, то ему обязательно нужно позволить разрядиться. Эмоции развиваются прямолинейно, без обтеканий и хитрых маневров. Рациональный экстраверт открыто отстаивает свои позиции по большинству вопросов — и ожидает того же от всех.

Стимул работать

Включается в работу стимулом престижа: престижное положение в обществе, успешное продвижение по службе, власть и влияние, внимание и уважение. Ему нужно постоянное чувство личностного роста в работе, заметное социальное положение, авторитет среди возможно большего круга людей.

Коммуникабельность

Страстный. Его позиция в общении — активный поиск чувств. Он несет эмоции окружающим людям. Общение понимает как обмен эмоциями, как своеобразное «плавание» в бурном потоке жизни. Уверен в своем отношении к другому человеку и не боится открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее общителен в неформальных контактах.

Направление деятельности

Социал. Для него характерен настрой на общение, неформальные связи, радость жизни. Их живо интересуют человеческие отношения, они хорошо видят настроение и состояние окружающих, умеет корректировать атмосферу и разворачивать эмоции в нужном ключе. Вкладывают свою энергию в строительство отношений, создание атмосферы участия и взаимного интереса людей друг к другу, ориентируясь на этические и эстетические принципы.

При этом они проявляют заботу о людях и обеспечивают их комфорт. Они по своей природе настроены на удовлетворение текущих физических потребностей человека — в еде, отдыхе, общении, семье. Социальная заботливость и опека — их характерная черта. Но вся деловитость социалов ограничивается как раз кругом родни и хороших друзей. Они больше других типов ценят семью, домашний очаг.

Социалы быстро сходятся на почве бытовых проблем, создают теплые компании, где отдаются своей страсти практически ориентированного общения. В клубе социалов идет интенсивный обмен житейской информацией, светскими новостями — кто в кого влюбился, кто развелся, где что купить, как лучше отдохнуть. Они очень демократичны по своей природе.

Театр, медицина, обучение и воспитание детей, туристические услуги и многое другое, что связано с общением и влиянием на людей — вот те сферы, где раскрываются их таланты, где социал развивается как личность. Комфорт и прагматизм, эмоции и вовлеченность в отношения составляют дух социалов.

Жизненная стратегия

Люди этого типа ориентированы на соблюдение норм и правил, наработанных в культуре, при этом они обладают настоящей волей и упорством, необходимым для выполнения принятых решений. Они стараются все свои действия совершать правильно, доводить до конца, оформлять, как положено. Их цели располагаются в конкретном настоящем и достигаются они путем аккуратного следования хорошо продуманным рецептам, которые уже зарекомендовали себя как эффективные и социально приемлемые.

Эти люди заботятся о том, чтобы за их спиной, в тылу, не оставалось каких-нибудь «прорех» в ткани бытия. Они скрупулезно доделывают начатое, добиваются нужных отношений, выясняют неясное, и расставляют по местам объекты, сопровождающие их жизнь. Любая неопределенность или недодуманность вызывает их недоверие и беспокойство. Поэтому они и направляют присущую им волю на стабилизацию своего существования.

Не витать в облаках возможностей, а конкретно добросовестно выстраивать работу или отношения, за которые взялся, предварительно хорошо представив результат — вот доблесть с точки зрения рационального сенсорика. Его жизненная стратегия может быть описана словами Аккуратное завершение начатого.

Такой человек проявляет недюжинную волю в достижении поставленных целей и отказывается начинать новую работу, пока не завершена предыдущая, он не будет выслушивать далеко идущие фантастические планы. Он хороший тактик, использующий все имеющиеся ресурсы и рецепты, чтобы наилучшим образом выполнить поставленную задачу. Это может быть строительство семейных отношений или ремонт кухни, но так или иначе, никакие следующие шаги не будут планироваться, пока человек не удостоверится, что все «недоделки» устранены.

Жизненное предназначение

Воспитатель. Представители этой группы придерживаются жестких этических критериев, значение которых для жизни они хорошо понимают. Люди этих типов отчетливо видят, что этический каркас общества и нравственные устои отдельного человека — факторы, которые удерживают человечество от одичания. Поэтому они придают такое значение усвоению нравственных норм в обществе, стараются противодействовать их расшатыванию и размыванию. Настроены на внедрение и закрепление этической составляющей общественного сознания.

Действия и правила, которыми они пользуются, легко меняются в зависимости от обстоятельств: они гибко подбираются, чтобы сохранить эмоциональный настрой или сложившиеся отношения.
Для них самое главное — этические нормы, позволяющие людям строить с окружающими отношения доброжелательности и взаимопомощи. Видя объемную картину человеческих отношений, эти люди стараются ее гармонизировать, насколько хватает сил.

Такой человек с детства погружен в стихию человеческих отношений и при этом его постоянно интересует вопрос «что такое хорошо и что такое — плохо», моральный кодекс, заповеди, совесть — приоритетные предметы его интереса. Он замечает все неэтичные поступки окружающих, и старается навести справедливость доступными ему методами.


0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии