ENFJ — Протагонист, Сочувствующий координатор, также именуемый Мудрецом, Дарителем, Учителем, обладает выраженной тягой к другим людям и страстью к переменам. ENFJ обладает сильной интуицией, позволяющей понимать не очевидные причины событий и предугадывать последствия. Как опасность, так и хорошая возможность — ничего не пройдет мимо ENFJ, который в любом случае возьмет инициативу в свои руки.
Функции MBTI
Описание функций и функциональных пар наилучшим образом подходит для описания внутреннего MBTI типа. Если Маска Персоны надевается в ответ на требования общества, то внутренний психотип — это пустая ПЕЩЕРА, вакуум, создаваемый нереализованными желаниями. По характеру и направленности этих побуждений, выраженных действиями когнитивных функций, можно определить внутренний MBTI тип, который как бы и не существует, представляя собой нишу, стремящуюся заполниться.
Психические функции ENFJ:
Когнитивные функции каждого типа, упорядоченные в соответствии со степенью их доминирования в психике, представляют собой стек функций. Четыре главных функции сильно влияют на мышление и отношение — составляют основу личности. «Оставшиеся» функции обычно называют теневыми.
Роль Героя/Героини (Доминанта)
Экстравертное чувство (Fe)
Родительская Роль (Помощник)
Интровертная интуиция (Ni)
Роль Помощи (Вечный Ребенок)
Экстравертное восприятие (Se)
Желательная роль (Низшая)
Интровертное мышление (Ti)
Роль Противостояния (Антагонист)
Интровертное чувство (Fi)
Роль Критика (Сенекс)
Экстравертная интуиция (Ne)
Роль Обманщика (Трикстер)
Интровертное восприятие (Si)
Демоническая роль
Экстравертное мышление (Te)
Роль Героя/Героини (Доминанта)
Вы когда-нибудь задумывались, почему вы видите мир совершенно иначе, чем другие типы личности? Во многом это связано с вашими когнитивными функциями. Согласно теории Юнга, по мере роста и развития человека одна из этих функций начинает преобладать.
Это наиболее надежная, управляемая, послушная и предсказуемая функция человеческой личности. Она имеет наивысший приоритет в вашем уме. Это та функция, которая (по возможности) определяет поведение человека. Она называется «доминирующей функцией».
Роль героя/героини, также именуемая Доминантной функцией, является самой сильной, через эту функцию мы понимаем и познаем мир. Считается, что в детстве нас очень привлекают персонажи, которые ярко проявляют эту функцию.
Роль Героя/Героини (Доминанта)
Экстравертное чувство (Fe)
Fe — функция суждения, основанная на ощущении гармонии с миром. Использует чувство дисгармонии для вынесения оценочных суждений о неприемлемом поведении. Использует эмоциональную связь, чтобы почувствовать себя частью чего-то большего, чем он/а сам/а.
В целом доминантная и вспомогательная функции являются основными источниками ярко выраженных личностных характеристик. То, насколько хорошо/плохо конкретный индивид использует свою доминантную и вспомогательную функции, определяет, следует ли его классифицировать как «здоровый», «зрелый» или «незрелый» пример своего типа.
ENFJ по своей природе хороши в распознавании того, что чувствуют люди, и понимании их эмоциональных мотивов. Здоровые ENFJ добры, склонны утешать, заботиться о людях и поддерживать их.
Зрелые ENFJ известны своей способностью объединять людей. Обычно они разрешают межличностные конфликты посредством диалога и компромисса, предпочитая, чтобы все были на одной волне для достижения беспроигрышных сценариев. В своих лучших проявлениях они сострадательны, прощают, обладают отличными навыками ведения переговоров и всегда стараются выявить хорошее в себе и других.
Незрелые ENFJ воплощают негативные аспекты Fe из-за того, что слишком эмоционально вкладываются и не проводят соответствующих границ, весьма склонны к замешательству, когда чувствуют конфликт с другими. Они склонны драматизировать, излишне жертвовать собой, быть чрезвычайно чувствительными к пренебрежительному отношению или страдать от хронического чувства стыда/вины.
Родительская Роль (Помощник)
Если бы люди все время использовали доминирующую функцию, они были бы односторонними, всегда воспринимая информацию (и никогда не принимая решений) или всегда торопясь с решениями (и не останавливаясь, чтобы принять информацию). Следовательно, существует вторая предпочтительная функция, называемая вспомогательной функцией.
Вспомогательная функция обеспечивает баланс доминирующей функции. Вы можете думать о доминирующем как о «главнокомандующем» вашей личности, а о вспомогательном — как о «заместителе в команде». Если вы интроверт, ваша вспомогательная функция будет экстравертной по своей природе. Если вы экстраверт, ваша вспомогательная функция будет интровертной. Причина этого проста: нашей психике нужен баланс. Интровертам необходимо сбалансировать свои субъективные представления о внутреннем мире с внешним миром. Экстравертам необходимо уравновешивать свои взаимодействия и реакции с внешним миром субъективным анализом и размышлениями.
Как вспомогательная функция уравновешивает доминирующую?
Каждый должен иметь возможность воспринимать новую информацию, и каждый должен быть в состоянии прийти к заключению или принять решение относительно этой информации. Вспомогательный помогает убедиться, что вы делаете и то, и другое.
Если бы человек всегда собирал информацию, его носило бы ветром, как маленькую лодку, подгоняемую любым изменением ветра. Такого человека будут постоянно привлекать новые восприятия (будь то ощущения или интуиция), но ему будет трудно принимать решения или делать выводы. Вспомогательная функция привлекает внимание человека к решениям.
Напротив, если бы человек был полностью рассудителен, он был бы подобен лодке с очень маленьким парусом — устойчивой, но недвижимой ветром. Такой человек будет уверен в своих решениях (используя Мышление или Чувство), но не сможет получить необходимую новую информацию, чтобы адаптироваться. Вспомогательная функция в этом случае обращает внимание человека на информацию.
Вспомогательная функция, именуемая также Родительской ролью, характерна тем, что используется в позитивной, поддерживающей форме. Когда вы пытаетесь кому-то помочь, это функция на которую вы переключаетесь в первую очередь. Считается, что Первая и Вторая функции самые часто используемые и развитые, поэтому их проще всего выявить.
Родительская Роль (Помощник)
Интровертная интуиция (Ni)
Вспомогательной функцией ENFJ является интровертная интуиция (Ni), которая связывает ENFJ с будущим и дает представление о том, что должно произойти. Хотя это может показаться сверхъестественным, это просто то, как они обрабатывают и воспринимают информацию извне. ENFJ подсознательно собирают информацию и делают выводы на ее основе. Наличие этого второго места заставляет ENFJ уделять много внимания будущему своих близких и помогает им предсказывать их наиболее вероятные реакции на определенные ситуации и поведение. Это делает ENFJ чем-то вроде человеческого детектора лжи и дает им четкое представление о том, как вести себя с людьми.
Вспомогательная когнитивная функция является ключевым показателем личностного роста, а также проблем развития. Неспособность правильно развить вспомогательную функцию в подростковом возрасте часто приводит к психологическим проблемам или дезадаптации.
Выражение здоровой вспомогательной Ni:
- Точно интерпретирует последствия и идеальный путь вперед.
- Усваивает информацию комплексно и всесторонне.
- Осторожен, избегает неполных/неправильных выводов.
- Размышляет о личных убеждениях / ценностях, чтобы обеспечить значимое направление.
- Обладает искренним желанием сделать мир лучше.
Выражение незрелой вспомогательной Ni:
- Легко ошибается / заблуждается, когда пытается «прочитать» смысл вещей.
- Склонен слишком сосредотачиваться на негативе или на том, чего ему не хватает.
- Самонадеян/высокомерен в отношении глубины/правдивости своих «прозрений».
- Рационализирует эгоистичное/бессмысленное поведение как «осмысленное».
- Считает себя благородным, но преследует идеалы в эгоистичных целях.
Роль Помощи (Вечный Ребенок)
Puer aeternus (с лат. — «вечный мальчик») — один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть. Для этого архетипа присуще упорное нежелание принимать на себя ответственность, свойственную взрослому возрасту, ему противопоставляется senex — «вечный старик». Многие другие типологи называют роль Помощи «рельефной функцией» или «рельефной ролью».
Пуэрильность, как свойство личности, которое определяется внутренним наполнением чертами регрессии на детский уровень личностного и психологического функционирования. Аналогии – инфантильность, синдром Питера Пэна, синдром Маленького Принца, англоязычный неологизм kidalt (сокращение от англ. kid — ребёнок и англ. adult — взрослый).
Эмоциональная жизнь взрослого человека остается на детском или юношеском уровне, как правило, в связи с очень сильной зависимостью от матери (для женщины соответственно от отца). Эта «детскость» проявляется в разных областях жизни и характеризуется рядом специфичных признаков, затрудняющих как взаимоотношения пуэрильного с окружающими, так и его собственную удовлетворенность жизнью и собой.
Основные характеристики мужской пуэрильности:
- Долго сохраняет подростковую психологию и сильную зависимость от матери.
- Сложности в социальной адаптации.
- Некое чувство превосходства над другими.
- Жизнь словно «на черновик», будто настоящая жизнь – пьеса, которая будет сыграна когда-то в бесконечно не наступающем завтра, а в бесконечно повторяющемся сегодня – циклически повторяемая репетиция, где можно особо не стараться.
- Не любят ответственности и обременения.
- Трудятся до тех пор, пока им интересен предмет деятельности.
- Легкие на подъём, приветствуют перемены.
- Теневой аспект – холодный и расчётливый рационализм.
Основные характеристики женской пуэрильности:
- Юношеский энтузиазм, которым Пуэлла заражает окружающих.
- Спонтанное мышление, способность к продуцированию большого числа оригинальных идей.
- Наивность суждений относительно обыденного мира, непрактичность.
- Ярко выраженный идеализм вместо реализма.
- Ощущение жизни как временной и условной, проблемы ответственности.
- «Жизнь на черновик», нежелание выбирать.
- Негативное отношение к любым границам, запретам.
- Процесс, потенциальные возможности важнее результата.
- Сложности с автономией личными границами..
Пуэр, Пуэлла устремлены к независимости, свободе, реагируют раздражением на всякого рода ограничения (включая ими же фантазируемые зачастую) и презирают какие бы то ни было границы и преграды на своем пути. Образы пуэрильности — образы тюрьмы и вообще любых ограничений свободы: цепи, оковы, пещеры, решетки, засовы, капканы, корсеты, бандажи и прочее. Сама жизнь, существующая реальность воспринимается как тюрьма. Эти преграды, барьеры бессознательно связываются со свободной жизнью в свободном мире раннего детства.
Что делает третичная функция?
Третичная функция может развиваться в любом возрасте от подросткового до среднего возраста в зависимости от человека, его собственной зрелости и здоровья. Даже в юном возрасте будут моменты, когда третичная функция «проявляет себя» в сознании, но не часто. Обычно мы используем третичную функцию, чтобы быть игривыми, творческими, исследовать и перезаряжаться. Он дублирует и поддерживает нашу вспомогательную функцию и часто работает с ней в тандеме, особенно по мере того, как мы приближаемся к нашим 20-30 годам. Во взрослом возрасте нас часто тянет к занятиям, использующим эту функцию; его использование приятно, естественно и обычно расслабляет или освежает. Третичная функция показывает, насколько нам нравится, когда о нас заботятся и утешают.
Третью функцию мы также можем использовать по-детски, если не будем осторожны. Поскольку у нее не будет такого же уровня зрелости, как у вспомогательных или доминирующих функций, мы можем колебаться между ее эффективным и незрелым использованием.
Мы можем смутиться или запутаться, когда пытаемся использовать эту функцию под давлением, и мы можем чувствовать себя уязвимыми или «глупыми», потому что мы не можем использовать ее с той силой, которую хотели бы. Мы также можем стать слишком самоуверенными в отношении этой функции и считать себя более способными к ней, чем мы есть на самом деле. Обычно это возвращается, чтобы преследовать нас позже, когда мы задним числом понимаем, что вели себя незрело.
Роль Помощи, независимо от представляющей ее функции, всегда будет слабой и проблематичной. Опыт на эту функцию нарабатывается плохо, и она остается слабо развитой примерно до середины жизни. Действие этой функции, как правило, связано со стрессом, неразрешенными проблемами и выражается демонстрацией проблематичного поведения. Практикующие MBTI психологи считают, что вы должны узнать свою третью функцию как можно раньше, и развивать её в расслабленной, игривой, развлекательной, свободной от стресса манере.
Роль Помощи (Вечный Ребенок)
Экстравертное восприятие (Se)
ENxJ развивают острую способность реагировать на внешнюю среду в настоящий момент. Они учатся ощущать и замечать внешние детали и максимально использовать то, что происходит «прямо сейчас».
Младшие годы:
В молодости ENxJ не очень хорошо ладят с физическим миром. Они, как правило, мало заботятся о материальных удовольствиях и занятиях, если только эти занятия не вписываются в общую картину или их цели. Иногда они могут чувствовать себя физически неловко или могут упускать детали, как это делают другие типы (особенно типы *S*P). По мере того, как Se постепенно становится более сознательным, ENxJ находят все большую радость в физической активности и переживаниях. Они могут проявлять интерес к спорту и могут быстро читать сигналы внешнего мира. Они также могут более полно доверять своим физическим импульсам и инстинктам.
20, 30 и старше:
По мере того, как третичная функция начинает развиваться и становится более осознанной, ENxJ обнаруживают растущее желание соединиться с физическим миром. Им может нравиться играть на музыкальном инструменте, пробовать новые блюда, заниматься спортом, танцевать и т. д. Они могут быстро замечать детали окружающего мира и видеть возможности и действия, которые другие не видят. Они могут начать уделять больше внимания своему внешнему виду и поддержанию физической формы. Они могут быстро ориентироваться в окружающей среде, замечая важные факты и детали и используя их в своих интересах.
На что следует обратить внимание:
Поскольку Se не настолько зрел и разработан для ENxJ, как для *S*P, они рискуют использовать его нездоровым или несбалансированным образом. Их могут отвлекать не относящиеся к делу детали и действия в их окружении, что сбивает их с курса. Они также могут иногда становиться чрезмерно снисходительными или слишком импульсивными, желая следовать своим инстинктам, но делая это нездоровым или продуктивным образом. Они могут быть чрезмерно озабочены своей внешностью или производить впечатление на окружающих.
Когда проблемы в развитии доминантной и вспомогательной функций становятся слишком серьезными и/или человек испытывает травматический стресс, остающийся неразрешённым, со временем появляется тенденция к демонстрации всё более проблематичного поведения. Негативные личностные качества часто выражаются застреванием в третичной функции или хватку низшей.
Застревание в третичной Se:
- Ощущает диссонанс из-за разделения частной и общественной жизни.
- Считает себя «особенным», но гонится за типичными/поверхностными наградами.
- Выражает страхи/неуверенность через контроль окружающей среды.
- Использует испытываемый стресс, чтобы оправдать сенсорные / материальные потворства.
- Выборочно собирает «факты» в поддержку ошибочных суждений/решений.
- Подвержен ошибкам из-за нетерпения или выбора пути наименьшего сопротивления.
- Эмоционально неустойчив, чрезмерно реагирует на неудачи, скрывает ошибки.
- Определяет успех/ценность через (чрезмерное) социальное сравнение.
Поиск утешения в экстравертном восприятии:
Многие люди находят утешение в своей третичной функции. По этой причине ENxJ могут стремиться к физической активности и переживаниям, когда находятся в состоянии стресса. Они могут заняться физическими упражнениями, стимулирующей музыкой или отдыхом, чтобы успокоить свой ум. Они могут найти свое понимание момента, находчивость и чувство приключений захватывающими. Они могут наслаждаться физическим взаимодействием с внешним миром и пробовать новый опыт и практические занятия.
Желательная роль (Низшая)
Есть ли какая-то часть вашей жизни, которую практически невозможно освоить? Вам кажется, что один и тот же опыт снова и снова сбивает вас с толку? Каждый из нас настроен на то, чтобы хорошо работать в определенных областях, но за счет других областей знаний. У доминантных интуитивных людей могут быть прозрения и идеи, способные изменить мир, но они постоянно теряют ключи или забывают, как добраться до места, куда они регулярно ездят. Типы с доминирующим мышлением могут знать, как устранять неполадки в самых хаотичных ситуациях, но затем непреднамеренно обижать людей, не желая этого.
Подчиненная функция во многом похожа на ахиллесову пяту вашего типа личности. Это умственный процесс, который вы хотели бы использовать умело, но он продолжает сбивать вас с толку (иногда в буквальном смысле). В жизни бывают моменты, когда вы умело направляете его, но это никогда не бывает надежным. Вы часто находите эту функцию пустой тратой времени или меньшей ценностью, чем ваша доминирующая функция. Вы знаете, что не можете использовать это правильно, поэтому в некотором смысле ваш разум не обращает на это внимания, как бы говоря: «Ну, это не так важно».
Низшая функция неразрывно связана с доминирующей функцией. Это одна из последних функций, которые ассимилируются эго, а также одна из наших самых слабых функций. Мы часто подавляем эту функцию или пытаемся скрыть ее, потому что знаем, что большую часть времени не можем эффективно использовать ее. Это часто является источником стыда, и может пройти много времени, прежде чем мы почувствуем себя комфортно, используя ее сознательно. Мы склонны восхищаться людьми, которые хорошо используют эту функцию, но лично мы часто находим использование этой функции «пустой тратой времени».
В большинстве нормальных обществ люди прикрывают свою низшую функцию личностью. Одна из главных причин, по которой человек развивает личность, состоит в том, чтобы не выставлять напоказ неполноценности, особенно неполноценности четвертой функции.
Здоровое развитие доминирующей функции зависит от некоторого здорового развития подчиненной функции. Люди, подавляющие подчиненную функцию большую часть своей жизни, становятся односторонними, неуравновешенными и нездоровыми.
Желательная роль (Низшая)
Интровертное мышление (Ti)
Интровертно мыслящий человек имеет в своем уме систему категорий, похожую на сетку, которую он постоянно расширяет и пересматривает. Всякий раз, когда он получает новую информацию, они добавляют ее в эту структуру или пересматривает всю свою структуру, чтобы освободить место для новых данных. Он принимает только ту истину, которую проанализировал, оценил и подверг тщательному анализу. Подобно камере, которая постоянно увеличивает масштаб и уточняет фокус, мыслитель-интроверт проходит через циклы мышления, каждый раз становясь все более и более точным, где в конечном итоге находит наиболее точную категорию, в которую можно поместить эти данные.
Как ExFJ вы врожденно осведомлены об эмоциональных и физических потребностях окружающих вас людей. Вы, естественно, принимаете решения, расставляя приоритеты в потребностях людей, учитывая, как они будут затронуты, и эмоциональное воздействие, которое они испытают. Напротив, работа с безличными фактами и принципами может быть для вас скучной или разочаровывающей. Вы можете чувствовать себя уязвимым или неуверенным в себе, когда вам нужно что-то рассуждать вслух или решать сложную, безличную проблему. Обсуждение, критика или оценка безличной информации могут казаться вам бессмысленными или скучными, потому что они уводят вас от вашей доминирующей функции (экстравертное чувство) к подчиненной функции (интровертное мышление).
Ваша подчиненная функция может также проявляться в ваших отношениях с другими типами личности. Вы можете столкнуться с людьми с сильным интровертным мышлением (типы TP), потому что вы исходите из совершенно разных точек зрения, когда принимаете решения. В то время как вы отдаете предпочтение чувствам людей и своим ценностям, они отдают предпочтение согласованности со своими логическими принципами. Вы можете почувствовать, что они излишне трудны или ставят себя выше потребностей группы. В свою очередь, они могут подумать, что вы слишком угождаете людям или нелогичны.
Во время стресса интровертное мышление проявляется в том, что когда исчерпаны доминирующие и вспомогательные функции, низшие поднимаются на поверхность. Когда это происходит, вы становитесь нехарактерно критичным, отстраненным и замкнутым. Вы зацикливаетесь на поиске истины, понимании того, как что-то работает, и не зависите от других, чтобы вы могли ясно мыслить.
Хватка низшей Ti:
- Одинок, оторван от мира, ощущает себя загнанным в угол.
- Чувствует сомнение, скептицизм, сбит с толку или считает, что к нему плохо относятся.
- Критичен, подозрителен, пренебрежителен.
- Размышляет, создает «логические предыстории», чтобы объяснить/оправдать отрицательное поведение.
- Изобретает «причины», чтобы обвинять людей, сваливать что-либо на них, манипулировать ими.
- Испытывает навязчивое желание «искать истину», чтобы решить проблему или что-то доказать.
- Чувствует себя полностью рациональным, но со стороны выглядит неразумным.
- Страдает от подавленного чувства дисгармонии, недостаточности, отчуждённости.
Роль Противостояния (Антагонист)
Этот аспект также принято называть функцией Защиты. Она лежит в направлении, противоположном доминирующей функции и возникает в ответ на препятствие или противодействие доминирующей функции. Благодаря этой функции, можно стать упрямым, недовольным, грубым и агрессивным. Она создает определенные личные идеалы, которые хочется сохранить нерушимыми, и влияние на этот идеал воспринимается как прямое нападение. Марк Ханзикер, автор книги «Типология глубины», утверждает, что противоположная роль «ощущается как «Другой», а не как часть «Я», и ее поведение обычно неотесанно или неприемлемо».
При угрозе или разочаровании, роль Противостояния (Антагонист) может проявиться как защитник от реальных или воображаемых угроз. Однако, в отличие от доминирующей функции, проявляющейся зрелым и героическим образом, противоположная роль более оппозиционна, параноидальна или пассивно-агрессивна. Эта функция может показаться нам скучной, банальной или безжизненной: при ее использовании, вы можете показаться одномерным и незаинтересованным. Вы можете вести себя так, будто выполняете рутинную работу, которую необходимо сделать, но вы бы предпочли этого не делать — и уж точно не с точностью.
Мы также рискуем проецировать нашу роль Противостояния на других людей. Поскольку мы воспринимаем эту функцию как разочаровывающую, отвлекающую и противодействующую, мы можем воспринимать других, использующих эту функцию, в том же свете.
Роль Противостояния (Антагонист)
Интровертное чувство (Fi)
Доминантная функция ExFJ — экстравертное чувство (Fe), оно ориентировано в первую очередь на связь с другими людьми и внешней средой. Fe доминантные типы стараются найти всех на одной волне, чтобы люди могли двигаться в едином направлении. Они часто отодвигают свои индивидуальные заботы на второй план, чтобы сосредоточиться на потребностях группы.
Антагонист доминантной функции, интровертное чувство (Fi), фокусируется на согласовании со своими внутренними ценностями и чувствами. Он оценивает собственное эмоциональное состояние и пытается понять, что эти состояния означают. Жизнь в гармонии со своим этическим кодексом, желаниями и эмоциональными потребностями имеет наивысший приоритет.
В условиях стресса ExFJ могут стать упрямыми в отношении того, что, по их мнению, подходит или лучше всего для всех, и спорить с точки зрения Fi, которая показывает, что им действительно небезразлично, а что не волнует лично. ExFJ прилагают эгалитарные усилия, чтобы помочь и быть добрыми ко всем, но сопротивление Fi может проявляться как реакция на людей, которые, похоже, хотят особого отношения или приспособлений от ExFJ, которые могут быть несправедливыми по отношению к другим или не служат интересам группы. ExFJ могут аргументировать свою оппозицию, что они не особенные, и осуждать их как лицемерных и высокомерных.
Деструктивное проявление роли Противостояния может выражаться в том что Вы можете настойчиво ругать себя за предполагаемые этические недостатки или неспособность следовать своим желаниям. Возможно, Вы сможете быстро заметить, когда люди не соответствуют своим ценностям, и у вас возникнет соблазн указать им на это. Вас может раздражать ваша склонность заботиться о других, чувствуя, что вы отказываетесь от своих внутренних эмоциональных потребностей.
Интровертное чувство не всегда воздействует отрицательно. Его можно испытать с положительной стороны, отстаивая то, что считаете правильным, и расставляя приоритеты в деятельности, которая соответствует вашим личным желаниям и ценностям.
Роль Критика (Сенекс)
Анти-творческая функция, антагонист Вторичной, Родительской функции. Названия: фоновая, шаблонная, «критикующий родитель», сенекс. Отвечает за наработку и реализацию стереотипов поведения, которые транслируются самому себе и окружающим. Сенекс — обратная сторона самоутверждения перед обществом. Это голос в вашей голове, который заставит вас критиковать себя и других. О недостатках шаблонного подхода говорят даже чаще чем о достоинствах творческой инициативы. Критикующий родитель компетентен настолько, что знает не только как надо, но и как не надо. Может критиковать окружающих как словесно, так и демонстративным поведением. Критика является инструментом уничтожения любой творческой инициативы, отступления от общепринятых шаблонов.
Роль Критика (Сенекс)
Экстравертная интуиция (Ne)
- Презирает фальшь.
- Презирает бойкость.
- Может предвидеть потенциальные проблемы до того, как они возникнут.
- Может критиковать других, менее творческих, чем они есть.
- Может быть, они умнее и ярче критикуют людей.
- Разочарование из-за неожиданных событий, которые они должны были предвидеть.
- Может быть слишком самоуверен в своих предсказательных способностях.
- Может критиковать других за то, что они не замечают связи, которые замечают они.
- Может унижать других за отсутствие видения.
- Критикует других за то, что они старомодны.
- Будут чувствовать, что его преследуют и сдерживают сенсорные типы.
- Может оскорблять людей из-за необычных вещей, о которых большинство людей даже не задумается.
- Может поверить, что он обладают особыми способностями к пониманию, которых нет ни у кого.
- Может осуждать людей с пессимистическими и близорукими взглядами.
- Обладает способностью нацеливать и выявлять слабости и неуверенность людей.
Роль Обманщика (Трикстер)
7-я функция, называемая Трикстером, или ролью Обманщика, является реакцией против того, чтобы быть контролируемым и используется, когда мы хотим обхитрить окружающих или самих себя. Она отражает Вечное Дитя третичной функции и срабатывает, когда третичная функция находится под угрозой. Её роль – обманывать, а также искажать наш опыт или наше восприятие этого опыта. Она вынуждает нас верить в иллюзии и ставить себя и окружающих в ситуации, из которых невозможно выйти победителем.
Она считается слепым пятном в психике и считается самой слабой функцией в целом — даже более слабой, чем подчиненная функция. Вовлечение в нее — дело «все или ничего» — она активно только для того, чтобы доставлять хлопоты и озорство, но когда она есть, может принести комическое облегчение.
Это точка зрения плохого ребенка; либо иметь дело с одним, разыгрывая трюки и связывать эго, либо быть тем, кому нужно отомстить или восстать против угрозы. Там, где третичная роль говорит нам то, что мы хотим слышать, Трикстер говорит нам то, что мы не хотим услышать! Мы чувствуем себя связанными, а затем в бунтарской манере пытаемся изменить ситуацию, используя Трикстер для обмана, двойного связывания и улавливания других.
Роль Обманщика (Трикстер)
Интровертное восприятие (Si)
Si как Трикстер: чувственное удовольствие — источник детского облегчения. Если оно находится под угрозой, Обманщик будет ссылаться на запомненные переживания, чтобы избавиться от этого человека.
- Может чувствовать себя скованным заученными фактами, которые идут вразрез с его эго, и использует их, чтобы заманить в ловушку других.
- ENxJ, которые думают о прошлом (вместо того, чтобы двигаться дальше), ребячливы, могут искажать прошлое, чтобы сбить с толку.
- Чувствует себя пойманным в ловушку сохраненных фактов и проецирует это на других, в том числе заставляет их выглядеть сумасшедшими из-за того, что они эти факты вспомнили.
- Цепляется за привычное; повторяется ритуально.
- Проецирует на других неточные воспоминания о событиях.
- Может обвинять других в том, что они живут прошлым.
- Критически относится к прошлым действиям других и чрезмерно использует негативный опыт для принятия решений.
- Может удерживать искаженное восприятие прошлого и фиксировать его на отношение к настоящему.
Демоническая роль
То, какая функция находится на 8-й позиции, описывает, в чём вы наиболее слабы и уязвимы, и что случится с восприятием, если вывести вас из себя. Восьмую функцию также называют Трансформирующей ролью, так как она может быть преобразующей, побуждая к большему личностному росту и зрелости, если работать над ней. Но если оставить её без внимания, то она постоянно будет вызывать жизненные проблемы. Таким образом, Трансформирующую роль следует воспринимать как то, в чем вы наиболее слабы и кем вы должны стать.
Демоническая роль: Мастер задач
Экстравертное мышление (Te)
Te занимается организацией и расположением внешних элементов в среде с помощью таких инструментов, как диаграммы, таблицы, графики, блок-схемы и прочее.
Когда ENFJ испытывает стресс, они часто отмежевываются от ситуации, пытаясь защитить свое чувство благополучия и стабильности. Они могут подавлять неприятные эмоции, пока не начнут нехарактерно набрасываться на других, зацикливаясь на своих ошибках, некомпетентности и недостатках. В конце концов, эта критика будет направлена внутрь, и он уйдет от других для самоанализа. ENFJ может быть одержим анализом нерелевантных данных, чтобы определить истину или объяснение своего стресса.
Те в ENFJ может проявляться в одержимости исправлением ошибок и исправлением предполагаемых проблем. Они могут выпаливать враждебные мысли или участвовать в деструктивных фантазиях, направленных практически на кого угодно. Также они могут обладать резким остроумием и циничным отношением. Они могут стать агрессивно критичными не только к себе, но и к другим, зацикливаясь на фактах, поддерживающих их подавляющее чувство неудачи.
Исправление. Организуйте все. Составляйте списки, вычеркивая вещи по мере их заполнения. Установите сроки и дисциплинируйте себя, чтобы их уложить. Постарайтесь сосредоточиться на создании чего-то полезного или на улучшении неработающих систем. Стремитесь к эффективности. Поговорите с людьми напрямую и узнайте, как делегировать и организовывать людей для достижения чего-то значимого. Если нужно, практикуйте лидерство.
Функциональные пары
Группы из двух функций обладают общими признаками. Каждой функциональной паре принадлежит 4 социотипа. Эти группы типов объединяет сходное отношение к стимулам деятельности, привычный стиль общения на близкой психологической дистанции, эмоциональная восприимчивость, общая установка на определённый вид деятельности, жизненная стратегия и предназначение. Эти свойства могут быть описаны более детально.
Стимул работать: Интуитивный экстраверт EN**
Коммуникабельность: Этический экстраверт E*F*
Эмоциональность: Рациональный экстраверт E**J
Направление деятельности: Этический интуит *NF*
Жизненная стратегия: Рациональный интуит *N*J
Жизненное предназначение: Этический рационал **FJ
Эмоциональность
Линейно-напористый. Ему до всего есть дело. Отличается прямотой и откровенностью с людьми (иногда — эмоциональной несдержанностью) в поведении. Внутреннее и внешнее беспокойство. Когда на пути возникает внезапное препятствие, он не в силах сдержать возбуждение — оно выплескивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно.
Его напор может со временем, и ослабевать, но всегда направлен вдоль одной прямой. Такому человеку трудно с ходу переключиться на противоположное направление. Если такой человек начал эмоционировать, то ему обязательно нужно позволить разрядиться. Эмоции развиваются прямолинейно, без обтеканий и хитрых маневров. Рациональный экстраверт открыто отстаивает свои позиции по большинству вопросов — и ожидает того же от всех.
Стимул работать
Включается в работу стимулом уникальности: необычностью, перспективностью задачи, ее интеллектуальной сложностью и увлекательностью, далеко идущими и масштабными последствиями предлагаемых проектов в случае их осуществления. Этот социотип порой доставляет много беспокойства своей «нестандартностью», желанием выйти за рамки привычного.
Коммуникабельность
Страстный. Его позиция в общении — активный поиск чувств. Он несет эмоции окружающим людям. Общение понимает как обмен эмоциями, как своеобразное «плавание» в бурном потоке жизни. Уверен в своем отношении к другому человеку и не боится открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее общителен в неформальных контактах.
Направление деятельности
Психолог. Призвание таких людей — связывать людей, поставлять им информацию о других людях, о важных для них событиях и намерениях окружающих. Их мысли направлены на несовершенство жизни, печальную судьбу талантливых людей, поиски идеалов и духовной гармонии. Люди обращаются к ним в трудных нравственных ситуациях. Они умеют сопереживать человеческому горю.
Со временем на работе у представителя клуба психологов появляется много знакомых в соседних отделах, он знает, кого с кем познакомить не только в брачных, но и в производственных целях, к нему обращаются, если нужен работник или какая-то услуга. Потому что в его голове содержится обширная библиотека человеческих судеб, из которой очень быстро выбирается подходящий к случаю персонаж.
Психологи, в отличие от более оптимистичных и демократичных социалов, не обладают даром коллективизма. Они предпочитают либо обособленное общение с кругом избранных, либо выступления перед большими группами людей.
Такой человек может стать прекрасным психологом, идеологом, актером, успешным журналистом. Его способности реализуются там, где нужно восстановить целостную картину человеческих отношений и мотиваций, а потом скорректировать ее в желаемом ключе. Разнообразные проявления людей, неординарные жизненные коллизии, обсуждение возможных вариантов развития отношений — это та питательная среда, в которой расцветают таланты психологов. Психологи — возвышенные, тонко эмоционально переживающие, мечтательные люди, для которых характерны нравственно-мировоззренческие искания, сомнения и колебания.
Жизненная стратегия
Люди этого типа настроены на абстрактный образ идеального будущего, туманного, но прекрасного. Идеал для них — это реальная субстанция, к которой они прикасаются мысленно для подпитки и выживания в жестких, далеких от совершенства условиях настоящего. Это источник света, который как маяк показывает, где находится выход из сегодняшних трудностей.
Рациональные интуиты — творцы идеологий и утопий, законов и уставов. Все текущие возможности оцениваются ими по критерию соответствия или противоречия идеальным представлениям. Они стараются избегать ситуаций, в которых от них потребовалось бы «изменить идеалам». Как правило, им это удается, поскольку интуитивные типы предусмотрительны и осторожны.
Не поддаваться соблазнам настоящего в ущерб следованию выбранной идее, а стараться быть ее достойным в каждый момент времени — вот настрой, присущий рациональному интуиту. Его жизненную стратегию можно описать как Стремление к идеалу.
Такой человек внимателен к традициям и суждениям авторитетов, он оценивает поступающие предложения с точки зрения их соответствия своим идеальным критериям. При этом он постарается уклониться от действий, противоречащих его взглядам. Такой человек хороший стратег и далеко вперед предвидит, какая из дорог потребует ненужного для него компромисса.
Жизненное предназначение
Воспитатель. Представители этой группы придерживаются жестких этических критериев, значение которых для жизни они хорошо понимают. Люди этих типов отчетливо видят, что этический каркас общества и нравственные устои отдельного человека — факторы, которые удерживают человечество от одичания. Поэтому они придают такое значение усвоению нравственных норм в обществе, стараются противодействовать их расшатыванию и размыванию. Настроены на внедрение и закрепление этической составляющей общественного сознания.
Действия и правила, которыми они пользуются, легко меняются в зависимости от обстоятельств: они гибко подбираются, чтобы сохранить эмоциональный настрой или сложившиеся отношения.
Для них самое главное — этические нормы, позволяющие людям строить с окружающими отношения доброжелательности и взаимопомощи. Видя объемную картину человеческих отношений, эти люди стараются ее гармонизировать, насколько хватает сил.
Такой человек с детства погружен в стихию человеческих отношений и при этом его постоянно интересует вопрос «что такое хорошо и что такое — плохо», моральный кодекс, заповеди, совесть — приоритетные предметы его интереса. Он замечает все неэтичные поступки окружающих, и старается навести справедливость доступными ему методами.