Абсолютный Эстет — ортодокс, являющийся Эстетом как на Бессознательном уровне, так и на на уровне Сознания. В типологии MBTI ему соответствует ENFP (Активист, Творческий мотиватор).
Психотип по Бэкону
Дескрипторы Бэкона были сформированы в соответствии с идеями Френсиса Бэкона о путях познания. Он определил три направления: «Путь муравья» — получение знания исключительно из опыта, «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», «Путь пчелы» — аналитическое сравнение всей совокупности фактов. Следует учесть, что Бэкон хотел определить наиболее эффективный путь познания и поэтому не рассматривал эстетизм как способ познания вообще. Таким образом, он определил всего три архетипа (Муравей, Паук, Пчела), а четвертый (Бабочка: Понять, Простить и Полюбить) был добавлен позже.
Соответствие дескрипторов Бэкона астрологическим циклам позволяет построить 16 психотипов, структуры которых отражают вариации взаимодействия Сознания и Бессознательного начала. Это дает возможность определять MBTI тип без анкетирования, определять неосознанные содержания психики — Архетип Тени, причем параметрически и на всех уровнях (Индивидуальном и Коллективном), а также определять Архетип Самости как взаимодействие внутреннего и внешнего психотипа.
Тип мышления:
Интуитивный Ортодокс
Мышление, опирающееся не на логику, а на подсознание. Понимание смысла событий и вещей посредством инсайта, озарения, проницательности, одномоментного бессознательного вывода. Включается автоматически в привычных ситуациях, свернуто во времени, нет разделения на этапы, понятийная связь образуется неосознанно. Характеризуется скоростью и результативностью, отсутствием сомнений. Это особый тип мыслительной деятельности, в рамках которой происходит системное усвоение задач. Цель — создание нового, единого и более эффективного подхода к любому познаваемому материалу.
Теоретический Ортодокс
Мышление, направленное на решение только умственных, познавательных задач: познание законов, правил, нахождение закономерностей. Цель познания — поиск истины, поэтому познание бесконечно, оно имеет ступени, циклы, уровни разной глубины. Основное направление теоретической мысли — индуктивное: «Процесс познания конкретной действительности идет от явлений к сущности». В процессе решения задачи действия выполняются в уме, без непосредственного обращения к опыту, получаемому органами чувств. Работа ума всегда включена в выполнение какой-нибудь деятельности и подчинена ее задачам. Проверяется на практике лишь в конечных результатах. Теоретически мыслящие люди знают лишь одну страсть — выявление взаимосвязей и теоретизирование. Для них важна истина любой ценой.
Оценочный Ортодокс
Мышление естественное, эмоциональное, спонтанное, которое пытается овладеть своим предметом, прежде всего без контроля разума. Суждения на основе личных предпочтений, не дающее конкретных перспектив – только абстрактные в виде «агентов зависимости» — вымышленных категорий «хороших людей», «небыдла» и прочее по контексту. Ощущения и восприятия противопоставляются мышлению, приверженность выбора к бессознательной реакции. Начиная оценивать, неизбежно попадаешь в систему координат «хорошо — плохо», мир разделяется на черное и белое. Оценочное мышление связано с безопасностью и тревогой: страх отрицательной оценки со стороны, зависимость поведения от мнения окружающих, сравнение себя и других, поиск одобрения, излишняя самокритика.
Склад ума:
Осознанный Ортодокс
Состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего, стремясь свести к минимуму роль субъективных факторов. Умственная деятельность, направленная на познание действительности, без претензии на теорию. Реалистичное мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики. Ни одно положение не может быть принято, пока оно не будет доказано результатами практических действий. Каузальное обобщение опыта. Весьма развитая критическая способность, главный враг которой всякое отступление от действительности (аутентичность). Данному складу ума соответствует определённая этика, согласно которой знание не может быть использовано во зло природе, человеку и их будущему.
Взлетный Ортодокс
В мире борются два замысла о мире – Царства Божьего и царства мира сего. И необходимо во всем духовное различение этих двух замыслов. Взлетность — взгляд на мир с точки зрения высшего смысла. Приземленные знаки оживляют мертвую материю, а взлетные занимаются материализацией чувственных идей. Способны принимать воображаемые события как действительные, отключаясь от предметной деятельности для обращения к высшим сферам. Поэтичность и идеализм, не ограниченные шаблонностью, выражаются отстраненностью от житейских интересов, свободой разума от догм и стереотипов. Вдохновленность, способность «синтезировать» ситуацию каждый раз заново, творческая инициативность.
Реакционный Ортодокс
Реакционный — действующий в интересах политики активного сопротивления общественному прогрессу. Это целый набор убеждений и поведенческих реакций, известный как Казус Элиота. Мышление фиксированное, предполагающее, что способности даны от рождения, «созревают» к определенному возрасту и не могут изменяться. Основной стратегией поведения становится самоутверждение: силы направлены на демонстрацию своих талантов, но не на их реальное развитие. Неудачи приписываются внешним факторам, а успех связан с установлением своего превосходства. В конфликтных ситуациях – поиск виноватых и стыдливое отношение к неудачам. Непризнание своих ошибок. Сопротивление попыткам подменить личность регионом, так как при этом нет персональных побед. Основная установка: культура есть доминирование, а значит надо доминировать, а не коммуницировать (не хочу учиться – хочу жениться). Если данные человеку способности изменить нельзя, из их проявления складывается любая культурность, соответственно, и сама культура должна соответствовать фиксированному стандарту (культура, одетая в смирительную рубашку).
Поведение:
Решительный Ортодокс
Благодаря пониманию смысла событий и вещей посредством инсайта, озарения, проницательности, одномоментного бессознательного вывода, склонен действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний, умеет принимать решения быстро, видит самый оптимальный ход для себя моментально и действует сразу, отметая остальное. Объем любого понятия раскладывается на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Деление на черное и белое. Нравственная оценка решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания. Недостаток эмпатии проявляется в эмоциональной неустойчивости: импульсивности, низком самоконтроле, взрывчатости, несдержанности, конфликтности личности и склонности к аффективным вспышкам, мнимом чтении чужих мыслей. Может выражаться и в виде автоагрессии. Выполняет работу по правилам, самый минимум. Чтобы не перетрудиться, не формирует собственного мнения. Однако всегда бывают ситуации, в которых важно занять позицию, чтобы обеспечить справедливость.
Дипломатичный Ортодокс
Способность видеть сложное (детали) в простом. Умение отстоять свои интересы и достоинство без оскорбления и унижения другого. Вежливость, тактичность и деликатность, особая гибкость в общении и знание психологии человека. Умение договариваться, выходить из трудных положений, избегать обострения отношений. Предпочтение решать все вопросы умом, не идти на абордаж, решать проблемы руками других людей. Оценка ситуации перед тем, как высказаться и начать действовать. Сдержанность даже в самых трудных ситуациях. В повседневном общении дипломатичность проявляется, прежде всего, как умение выстраивать диалог и предугадывать ситуацию.
Категоричный Ортодокс
Нравственно-этическое качество, выражающее уверенность в своих словах и поступках. Проявляется как недопущение другого мнения, прямолинейность и прямота, требование безоговорочного, безусловного выполнения распоряжения. Чем больше тревоги и страха, тем сильнее категоричное мышление. Как только у них забирают безопасность, они начинают делить мир на «плохое» и «хорошее»: все враги, а мы замечательные. Чем больше у человека внутренних тревог, тем сильнее потребность контролировать. Он становится категоричнее. Даже если человек в глубине души осознает ошибку, он в этом никогда не признается. Поведение эгоцентричное, направленное на удовлетворение только личных потребностей. Часто звучащее «Я» в речи показывает, что человек ощущает себя центром Вселенной. Безусловная уверенность в своей правоте, отсутствие авторитетов, один главный и непререкаемый авторитет — Я. Капризность, навешивание ярлыков, дилетантство – все это признаки дезадаптированности, попытки скрыть свою беспомощность агрессией, растерянность перед неконтролируемой ситуацией. Когда не хватает авторитета, разума, такта наступает бессмысленная агрессия.
Характер:
Консервативный Ортодокс
Консерватор выбирает своей целью конкретную форму, приверженность установленному порядку. Предпочитает все привычное, прежде чем приобрести что-либо, стремится максимально подкрепить своё решение чужим опытом. Главная особенность— неприемлемость рисков, связанных с потреблением. За главную цель принимается сохранение традиций общества, радикальные реформы отвергаются, расцениваемые как экстремизм, практика всегда планомерна и ориентирована на прошлое, на проверенный опыт, не терпит нововведений. Делает ставку на укрепление безопасности, допускает применение силы, старается поддерживать традиционных союзников, по отношению к материальным ценностям – протекционист. Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений. Стремление поддерживать свою жизнь на определенном уровне (гедонистическая адаптация). Ревностное отношение к собственному здоровью и активное избегание каких-либо физических рисков. Между содержанием и формой выбирают форму, ценя красоту больше функциональности. Зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять. Боль от утраты привычного куда сильнее возможной радости от обретения нового. Жить сегодняшним днем для таких людей всегда проигрыш и лишение, поэтому полнокровная жизнь откладывается на неопределенное и неизвестное будущее.
Пессимистичный Ортодокс
Пессимизм – приобретенное свойство личности, проявляющееся в разных ситуациях как чувство сомнения, связанное с обобщенными ожиданиями относительно будущего. Пессимист предпочитает видеть «подводные камни» всякого дела и возможные причины неудач. Мироощущение, проникнутое безнадежностью, унынием, ожиданием плохого исхода, неверием в будущее. Стремление встретиться с воспринимаемыми неприятными реалиями мира и устранить иррациональные надежды и ожидания, надеяться только на себя. Заниженная самооценка порождает пессимистические мысли — чувство стыда, вины и безжалостную самокритику. Завышенные требования к себе и результатам своей деятельности не дают самоудовлетворения, поэтому креативные личности проявляют больше усердия и перфекционизма, чем оптимисты.
Открытый Ортодокс
Открытость – это бескорыстная готовность поделиться душевным теплом с окружающими людьми. Причем это желание не корыстно и подразумевает отсутствие ущерба для себя и привнесение пользы окружающим. Открытость неразрывно связана с понятием доверия. Социально открытый человек коммуникабелен, искренен, легко признается в любви или неприязни, публично признает свои страхи, откровенно говорит об обидах и смело делится своей точкой зрения. При этом болезненные переживания такой человек все же предпочитает держать в себе и делает их сокровенными: излишняя открытость в деликатных вопросах может быть расценена как бездумность и простота. Открытому человеку приходится обходиться лишь поверхностными знаниями, так как у него нет времени углублять познание. Он склонен доверять уже готовым теориям и решениям. Этому часто сопутствуют неполнота и фрагментарность знаний. Разворачивание деятельности вширь, направленность на освоение новых пространств. К этому типу деятельности относится работа пропагандистов, просветителей, распространяющих знание. Психологические установки: не стремиться к абсолютному совершенству, никогда не сдаваться, доверять интуиции, избегать крайностей, получать удовольствие от своего дела и от жизни в целом.