Абсолютный Интуит — ортодокс, являющийся Интуитом как на Бессознательном уровне, так и на на уровне Сознания. В соответствии с типологией MBTI ему соответствует ENTJ (Командир, Решительный Стратег).
Психотип по Бэкону
Дескрипторы Бэкона были сформированы в соответствии с идеями Френсиса Бэкона о путях познания. Он определил три направления: «Путь муравья» — получение знания исключительно из опыта, «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», «Путь пчелы» — аналитическое сравнение всей совокупности фактов. Следует учесть, что Бэкон хотел определить наиболее эффективный путь познания и поэтому не рассматривал эстетизм как способ познания вообще. Таким образом, он определил всего три архетипа (Муравей, Паук, Пчела), а четвертый (Бабочка: Понять, Простить и Полюбить) был добавлен позже.
Соответствие дескрипторов Бэкона астрологическим циклам позволяет построить 16 психотипов, структуры которых отражают вариации взаимодействия Сознания и Бессознательного начала. Это дает возможность определять MBTI тип без анкетирования, определять неосознанные содержания психики — Архетип Тени, причем параметрически и на всех уровнях (Индивидуальном и Коллективном), а также определять Архетип Самости как взаимодействие внутреннего и внешнего психотипа.
Тип мышления:
Логический Ортодокс
Мышление, направленное на то, как из одних утверждений можно выводить другие. Это развернутый во времени мыслительный процесс, основанный на логических понятиях и конструкциях, способах доказательств и опровержений. Изучая, как одни мысли следуют из других, логик вырабатывает правила мышления. Способ построения умозаключений рассматривается независимо от их конкретного содержания. Обоснованность выводов проверяется здравой критикой. При этом сфера интересов логики может быть направлена в любую сторону.
Практический Ортодокс
Мышление на основе практического опыта без цели выработки теоретического знания. Процесс познания конкретной реальности действительности идет от сущности к явлениям, от частного к общему. Работа практического мышления конкретна, в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой. Практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Все гипотезы проверяются на практике и поэтому работа мышления подчинена временным рамкам деятельности. Практический ум, всегда рассматривался как более легкая, менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности, несмотря на то, что практический ум испытывает нагрузку не меньше теоретического ума, а может быть даже и больше. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Мышление на основе практического опыта без цели выработки теоретического знания. Процесс познания конкретной реальности действительности идет от сущности к явлениям, от частного к общему. Работа практического мышления конкретна, в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой. Практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Все гипотезы проверяются на практике и поэтому работа мышления подчинена временным рамкам деятельности. Практический ум, всегда рассматривался как более легкая, менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности, несмотря на то, что практический ум испытывает нагрузку не меньше теоретического ума, а может быть даже и больше. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Интуитивный Ортодокс
Мышление, опирающееся не на логику, а на подсознание. Понимание смысла событий и вещей посредством инсайта, озарения, проницательности, одномоментного бессознательного вывода. Включается автоматически в привычных ситуациях, свернуто во времени, нет разделения на этапы, понятийная связь образуется неосознанно. Характеризуется скоростью и результативностью, отсутствием сомнений. Это особый тип мыслительной деятельности, в рамках которой происходит системное усвоение задач. Цель — создание нового, единого и более эффективного подхода к любому познаваемому материалу.
Склад ума:
Абстрактный Ортодокс
Абстрактное мышление включается, когда знаний недостаточно, оно познавательное, может делать выводы о вещи, событии, задаче, основываясь на догадках, рассуждении, логике. Отвлечение от предметной деятельности для избирательного анализа. Выход за рамки привычной системы координат. Объект наблюдения замещается абстракцией. Используются образы и символы как общеизвестные, так и из личного багажа знаний. Абстрактные понятия возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания. С помощью переноса сознания нужный вопрос исследуется параллельно, что позволяет либо правильно описать проблему, либо ее решить. Признание зависимости ментальных и физических явлений позволяет интегрировать результаты абстрактного мышления в реальность. Абстрактное мышление также называют словесно-логическим, так как оно тесно связано с языком. Буква является абстракцией, привязанной к реальности, а язык — средство осуществления логических операций и фиксации результата.
Приземленный Ортодокс
Свойство личности, характеризующееся чрезмерной практичностью, концентрацией на удовлетворении собственных материальных потребностей. Единственным источником истинного, действительного знания признается эмпирический опыт, а познавательная ценность философского исследования отрицается. Крайне серьёзное отношение к вещам как таковым, почитание их выше других ценностей, и стремление к обладанию ими. Выстраивание системы своих взглядов на жизнь в аспекте получения практической выгоды. Неутомимое стремление к комфорту и наслаждениям ограничивает воображение и препятствует творческому мышлению. Духовный рост замедляется или останавливается. Мало задумывается о смысле жизни и подвергает сомнению все, что недоказуемо и не имеет под собой материальной основы. Склонность заниматься бытовыми вопросами, решать жизненные задачи, причем часто в ущерб в ущерб духовной, эмоциональной и интеллектуальной активности (способность заниматься ремеслом).
Реакционный Ортодокс
Реакционный — действующий в интересах политики активного сопротивления общественному прогрессу. Это целый набор убеждений и поведенческих реакций, известный как Казус Элиота. Мышление фиксированное, предполагающее, что способности даны от рождения, «созревают» к определенному возрасту и не могут изменяться. Основной стратегией поведения становится самоутверждение: силы направлены на демонстрацию своих талантов, но не на их реальное развитие. Неудачи приписываются внешним факторам, а успех связан с установлением своего превосходства. В конфликтных ситуациях – поиск виноватых и стыдливое отношение к неудачам. Непризнание своих ошибок. Сопротивление попыткам подменить личность регионом, так как при этом нет персональных побед. Основная установка: культура есть доминирование, а значит надо доминировать, а не коммуницировать (не хочу учиться – хочу жениться). Если данные человеку способности изменить нельзя, из их проявления складывается любая культурность, соответственно, и сама культура должна соответствовать фиксированному стандарту (культура, одетая в смирительную рубашку).
Поведение:
Компромиссный Ортодокс
Компромисс — это разумный способ уравновесить конфликтующие интересы (управление инакомыслием). Способ решения конфликтов по взаимному добровольному соглашению с обоюдным отказом от части предъявляемых требований. Цель – общий результат, которым удовлетворены обе стороны. Способность признавать свою неправоту, подчиняться другим людям, их советам и просьбам, ради сохранения мира, пользы дела или покоя собственной души. Умение приспособиться к окружающим условиям. Тактика поведения избирается с учетом предыдущего опыта или в контексте ситуации. Готовность поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Способность конструктивно общаться: участники достигают своих целей, а сам процесс коммуникации сопровождается положительными эмоциями. Преобладает установка на доверительное общение, принятие другого человека, уважительное отношение к нему, искренность. Способность к расчету не только материальных, но и духовных ценностей. Приспособляемость к условиям, вариативность тактики поведения, принятие решения с учетом множества исходных данных — все это свидетельствует о многостороннем подходе во всем, отсутствии шаблонности, предвзятости мнения, эгоцентризма, отрицания авторитетов. Возможно много вариантов компромиссных решений, из которых избирается наиболее оптимальный.
Прямолинейный Ортодокс
Решает свои проблемы прямолинейно, просто, грубовато. Вспыльчив, сразу все высказывает в глаза, но быстро остывает, не ищет обходных путей и не любит интриги. Такое поведение нельзя трактовать как применение грубой физической силы, хотя тенденция к этому имеется. Это скорее упрощенный подход к решению проблем. Легко поддается обману, не отличается дипломатическими способностями. Прямолинейные люди хуже всего для ранимых и обидчивых людей. Они порождают в таких людях комплексы, обиды, многолетние раны, слезы и неуверенность. В дальнейшем прямолинейные люди практически полностью отчуждаются от общества. Чтобы не конфликтовать с обществом, индивид создаёт себе маску и попросту прячется за ней, что приводит к притворству, ложь и всевозможные уловки становятся частью образа этого человека. Маска может быть разной, в зависимости от конкретного случая, а вот правда всегда одна. Некоторые избирают иной путь, постоянно высмеивая своих оппонентов. Критиканство — придирчивая, мелочная, но поверхностная и пристрастная критика. Это также раздражает окружающих, но таким людям часто наплевать на мнение окружающих, для них важен лишь результат. А итогом всегда является объявление истины. На степень грубости влияет, прежде всего, тон. Плохой тон означает враждебность и выражается девиантностью поведения.
Решительный Ортодокс
Благодаря пониманию смысла событий и вещей посредством инсайта, озарения, проницательности, одномоментного бессознательного вывода, склонен действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний, умеет принимать решения быстро, видит самый оптимальный ход для себя моментально и действует сразу, отметая остальное. Объем любого понятия раскладывается на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Деление на черное и белое. Нравственная оценка решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания. Недостаток эмпатии проявляется в эмоциональной неустойчивости: импульсивности, низком самоконтроле, взрывчатости, несдержанности, конфликтности личности и склонности к аффективным вспышкам, мнимом чтении чужих мыслей. Может выражаться и в виде автоагрессии. Выполняет работу по правилам, самый минимум. Чтобы не перетрудиться, не формирует собственного мнения. Однако всегда бывают ситуации, в которых важно занять позицию, чтобы обеспечить справедливость.
Характер:
Закрытый Ортодокс
Направленность деятельности вглубь, внутрь, углубление познания, раскрытие тайн. В отличие от интроверсии, которая направлена внутрь личности, Закрытость проявляется во всех направлениях, прежде всего как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, тенденция не сообщать кому-либо о событиях своего внутреннего мира. Закрытые люди носят в себе много секретов. Вы никогда не поймете их мыслей, мотивов и целей. Они прячут даже то, что на самом деле не имеет никакой ценности, как тайна. Закрытость – информационная и энергетическая изолированность сознания человека, его восприятия и мышления от окружающего мира, блокирование возможности доверительных отношений с окружением и лишение себя чувств. В отличие от интроверсии, которая направлена внутрь личности, Закрытость проявляется во всех направлениях. Склонны подавлять свою эмоциональную природу вплоть до алекситимии, способны полностью «обнулять» прошлое и «стирать память» и все эмоции, связанные с событиями. У закрытых людей недостаточно развиты коммуникативные навыки, они не могут распространять знание. Вместо этого они обладают предметной нацеленностью — способностью фокусироваться на конкретном предмете или теме, к тому же любят раскрывать секреты.
Оптимистичный Ортодокс
Оптимизм – врожденное свойство личности, проявляющееся в разных ситуациях как чувство уверенности, связанное с обобщенными ожиданиями относительно будущего. Отмечает в вещах и явлениях лучшие стороны, надеется на благоприятный исход, верит в непрерывный прогресс. В сражении или деле предпочитает видеть возможности победы, успеха. Позитивное мышление исходит из представления о том, что нет нерешаемых проблем. Оптимисты реже страдают от депрессии и тревожных состояний, у них лучше развит механизм борьбы со стрессом. Для оптимиста важно полюбить себя таким, какой ты есть, чувствовать себя на своем месте. Оптимисты склонны полагаться на помощь извне. У них более развито базовое чувство доверия, чем у пессимистов. С точки зрения Оптимиста – существующий мир, несмотря на свои недостатки, есть лучший из всех возможных, все совершающееся в нем направлено к осуществлению блага. Даже отрицательные результаты трактуются в соответствии с установкой «ищите хорошее в плохом». Как следствие – заниженная планка к результатам своей деятельности и плодам труда, проявляющаяся как недостаток усердия, неаккуратность и неорганизованность.
Консервативный Ортодокс
Консерватор выбирает своей целью конкретную форму, приверженность установленному порядку. Предпочитает все привычное, прежде чем приобрести что-либо, стремится максимально подкрепить своё решение чужим опытом. Главная особенность— неприемлемость рисков, связанных с потреблением. За главную цель принимается сохранение традиций общества, радикальные реформы отвергаются, расцениваемые как экстремизм, практика всегда планомерна и ориентирована на прошлое, на проверенный опыт, не терпит нововведений. Делает ставку на укрепление безопасности, допускает применение силы, старается поддерживать традиционных союзников, по отношению к материальным ценностям – протекционист. Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений. Стремление поддерживать свою жизнь на определенном уровне (гедонистическая адаптация). Ревностное отношение к собственному здоровью и активное избегание каких-либо физических рисков. Между содержанием и формой выбирают форму, ценя красоту больше функциональности. Зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять. Боль от утраты привычного куда сильнее возможной радости от обретения нового. Жить сегодняшним днем для таких людей всегда проигрыш и лишение, поэтому полнокровная жизнь откладывается на неопределенное и неизвестное будущее.